Морской жаргонЕсли кто знает другие слова добавляйте
06 февраля, 2011
Аварийная партия - группа создаваемая для борьбы с затоплением, пожарами.Аврал - работа на судне, в которой принимает участие вся команда.Автономка - автономное плавание, дальний поход, боевая служба.Адмирал — высшее воинское звание во флоте. В этом звании имелось четыре чина: 1) генерал-адмирал, 2) адмирал, 3) вице-адмирал и 4) контр-адмирал.Адмиралтейство — место постройки и ремонта кораблей, снабженное всеми необходимыми для этого сооружениями.Адмиральский час - послеобеденный часовой сон.Анкерок - деревянный бочонок.Аппарель - помост для сьезда танков или др-й техникиАттестат – все форма одеждыАхтер - люк — погреб в кормовой части корабля для хранения провизии.Ахтерпик - кормовой отсек корабля
Бак - носовая часть верхней палубы до передней мачты (фок-мачты), стол, посудина типа ведра для получения еды с камбузаБакланить - есть.Баковые - швартовая команда,Бакштаг - снасть стоячего такелажа для укрепления с боков рангоутных деревьев; курс корабля, который образует с направлением ветра угол более 90o и меньше 180o.Бакштов — толстый канат, выпускаемый за корму для привязывания шлюпок во время стоянки корабля.Балласт - груз, принимаемый на судно для обеспечения требуемой посадки и остойчивостиБандиско - коки, хлебопеки, баталеры, писаря, медики, боцмана (повстанческое обьединение)Банка — сиденье для гребцов в шлюпке; мель среди глубокого места.Банкет — возвышение или площадка у внутреннего борта над верхней палубой. Обычно делается из решетчатых люков.Банник — цилиндрическая щетка на длинной рукоятке для прочистки и смазки ствола орудия.Баночка – скамейкаБаркас - самое большое гребное судно на корабле (от 18 до 24 весел).Баталер — в парусном флоте унтер-офицер, заведующий денежным, вещевым и пищевым довольствием.Баталерная — помещение на парусных судах, где хранились припасы и жил баталер.Батарея — на военных парусниках палуба, на которой стоят орудия; совокупность орудий одной палубы; суда, называемые теперь броненосцами береговой охраны.Бацилла - медик срочной службыБейдевинд - курс, самый близкий к линии ветра.Беседка - деревянная доска, подвешенная на веревках служащая сидением при спуске за борт.Бизань — задняя, третья от носа мачта на корабле; косой парус, поднимаемый позади этой мачты, на гафеле.Бимс - балка, соединяющая борта корабля и служащая основанием для палубы.Битенг- кнехта для швартовки на причалеБить склянки – отбивать время с помощью рындаБлок — груз с колесом внутри, который служит для проводки снасти.Блокшив — старое, негодное для плавания судно без мачт, превращенное в казарму для матросов, иногда в тюрьму для арестантов.Боевой Пост – помещение где находится моряки по тревогеБоканцы — (или шлюп-балки) — выдающиеся за борт судна брусья для подвешивания шлюпокБолясины – железные накладки на ступенькахБом — слово, прибавляемое к названиям всех парусов, рангоута, снастей и такелажа, принадлежащим бом-брам-стеньге.Бом-брам-стеньга — дерево, являющееся продолжением брам-стеньги.Борзой карась - от года до 1.5Борзый – наглыйБоцман - старший унтер-офицер, ведающий судовыми работами и отвечающий за чистоту на корабле.Боцманмат - помощник боцмана.Бочковой - дежурный по столовойБрам - слово, прибавляемое к названиям всех парусов, снастей и такелажа, принадлежащих брам-стеньге.Брамсель - прямой парус, поднимаемый па брам-стеньге над марселем.Брам-стеньга - дерево, служащее продолжением стеньги.Брандвахта - судно или береговой пост, несущие охрану рейда или гавани.Брандеры - старые, отслужившие свой век суда, которые наполняли горючим материалом и пускали с наветренной стороны на неприятельские суда.Брандспойт — переносной насос.Брас - снасти бегучего такелажа, прикрепленные к нокам реев и служащие для поворота их, вместе с парусами, в горизонтальной плоскости.Брасопить рей - поворачивать его в горизонтальной плоскости с помощью брасов.Брать рифы - убавить парус, зарифить его.Брашпиль - якорная машина с горизонтальным валом для подъема якорей.Бриг - двухмачтовое парусное судно.Бриз - ветер, дующий вследствие неравномерности нагревания суши и воды днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.Броненосец - судно, защищенное броней.Броняшка – бронированная вставка в иллюминаторБрюк - толстый трос, которым пушку крепили к боковым стенкам пушечных портов.Бугшприт (бушприт) — горизонтальная или наклонная балка, выдающаяся с носа корабля, служит для подъема кливеров и других работ.
Буек — поплавок для указания какого-либо места на поверхности воды или для спасения утопающих.Бурун - отбой и прибой волн между камнями или у берегов.Бухта — небольшой залив; трос, свернутый кругами, или снасти, уложенные кругами.Бушлат — род верхней одежды матросов, форменная двубортная черная куртка на теплой подкладке.БЧ - боевая часть, подразделение на кораблеБычки - командиры БЧ
В заводе - состояние корабля, выведенного из линии боевой готовности и определенного в состав соединения кораблей ремонтаВантина — один из проволочных или пеньковых тросов, составляющих ванты.Ванты - пеньковые или проволочные снасти, поддерживающие мачту; скреплены между собою в виде лестниц более тонкими снастями.Ватерлиния - кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, соответствующей уровню воды.Вахта — дежурная часть личного состава на корабле (обычно половина или треть), несущая службу. Сутки на военном корабле делятся на шесть вахт (с 0 до 4, с 4 до 8 и т.д.). У каждой вахты есть свой начальник; промежуток времени, в продолжение которого дежурная часть несет вахту.Вахтенные — несущие вахту.Вейдевинд - курс парусного судна, образующий с направлением встречного ветра угол меньше 90°.Вельбот - быстроходная шлюпка с острым носом и кормой на пять - шесть распашных весел.Верблюд - накладка на деревянном румпеле для увеличения прочностиВерп — судовой якорь меньшего размера, чем становой, употребляется при перемене места стоянки на рейде, для снятия с мели;Верповать - тянуть судно посредством верпа, т.е. небольшого вспомогательного якоря. Самый большой из верпов называется стоп - анкером.Вертолет - кровать на киче (днем убиралась)Вестовой - матрос, прислуживающий в кают-компании или офицеру.Ветер заходит - становится круче; отходит - становится попутным.Ветошь – тряпкаВзять рифы — уменьшить площадь парусности.Винград - выступающая часть на казне орудия.Виндзейль - приспособление для вентиляции, представляющее собою парусиновый цилиндр с металлическими или деревянными обручами.Вице-адмирал - второй адмиральский чин.Водорез — оконечность носовой части судна, рассекающая воду при его движении.Волнорез – выступающее над палубой сооружение защищает носовые надстройки от волн.Вольная вода — глубина, на которой судно может стоять безопасно при самой убыли воды.Вчистую - выйти со службы в запас или в отставкуВыбленки - ступеньки вант.Выбрать конец — вытянуть конец веревки, брошенной на судно или на шлюпку, тянуть, подтягивать.Выброска - бросательный конецВымбовка - деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля (поднятия якоря в ручную)Вымпел - узкий и длинный раздвоенный на конце флаг, поднимаемый с началом плавания и опускаемый в конце его.Вытравить канат — выпустить канат в воду.Вьюшка - барабан в виде катушки для хранения на нем различных канатов.
Гавань — естественно или искусственно огражденное на воде место, представляющее удобную стоянку для судов.Гады - рабочие ботинкиГак - стальной крюк, используемый на судах для подъема груза кранами, стрелами и др.Гакаборт - верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.Галера - тип военного гребного судна, появившийся на Средиземном море около VII века н.э. Галион - большое морское судно, имевшее четыре больших и одну мощную наклонную мачту. Галс — курс идущего корабля относительно ветра. Если ветер дует с левой стороны, корабль идет левым галсом, если с правой — правым.Галфинд — (или идти в пол ветра) — направление ветра, когда он дует в борт корабля под прямым углом.Гальюн – туалетГальюнщик - матрос, ведающий матросскими уборными.Гандикап - измеряемая в секундах величина, используемая для сравнительной оценки результатов, показанных в гонках яхтами с различным гоночным балломГардемарин - здесь: воспитанник старших классов морского корпуса.Гафель — наклонное рангоутное дерево, укрепленное сзади мачты и служащее для привязывания верхней кромки косого паруса. На гафель также поднимают сигналы и иногда флаг.Генерал-адъютант — полный генерал, или генерал-лейтенант, состоящий в свите монарха.Гитовы — снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней. Взять на гитовы. — подобрать парус гитовами.Гичка - командирская шлюпка.Главная палуба - третья снизу палуба на больших судах.Глухарь - шуруп большого размера с болтовой (под ключ) головкой, применяемый в деревянных судовых конструкциях для соединения деталей корпуса.Говнодавы - рабочие ботинкиГодок - отслуживший 2 годаГоланка - шерстяная рубашка с местом для гюйсаГоляк – веникГорбыли - толстые широкие железные полоски, которыми покрывают дапфы орудий, чтобы последние не выскакивали при выстреле из цапфенных гнезд.Гордень - снасть, проходящая через неподвижный блок и служащая для подъема грузов и уборки парусов.Гордешок — небольшой подъемный гордень.Гражданский - после приказа о демобилизацииГрот — вторая мачта на корабле; большой прямой нижний парус, поднимаемый на этой мачте.Грот и фок на гитовы — команда к уборке парусов на второй и первой мачте или к уменьшению площади парусности.Грот-мачта - вторая мачта, считая с носа.Грот-руслень — площадка, устроенная снаружи корпуса судна на уровне палубы, против грот-мачты.Губа - гаупвахтаГюйс — флаг на носу корабля. Поднимается на военном судне во время стоянки его на якоре, форменный воротник.Дальняя — кругосветное и вообще далекое плавание.Дать краба – поздороватьсяДвойка — см. шлюпка.Дебаркадер - плавучий причал предназначенный для швартовкиДед- старший механик, на вспомогательном, торговом или рыбацком судне.Держать чистым - значит иметь этот предмет готовым к применению в любую минуту.Джонка - мелкосидящее мореходное китайское парусное судно.Дифферент судна - наклон судна в продольной плоскости (вокруг поперечной оси, проходящей через центр тяжести площади ватерлинии).До места — сокращенное выражение, обозначающее дотянуть парус до места.Док — портовое сооружение с осушаемым каналом, в которое вводятся суда для ремонта.Дрейфовать — пассивно двигаться по ветру или течению.Дульная пробка - устройство, предохраняющее канал орудия от попадания брызг, пыли и т.п.Дуст - химикДух - моряк до года службы.Дучка - унитазДушегубка - небольшая узкая плоскодонная лодка, выдолбленная из целого ствола дерева.Дэннаж - груз.Дятел - телеграфистЕндова — широкая медная посуда с носиком, в которой выносят вино или водку для команды.Ерш - стальной гвоздь квадратного сечения с зазубринами на углах, применявшийся в деревянном судостроенииЖивучесть судна - способность судна при получении повреждений сохранять свои эксплутационные и мореходные качества.Жилая палуба — часть средней или нижней палубы на корабле, где размещаются жилые помещения команды.
Загребной — гребец, сидящий первым от кормы, по которому равняются остальные.Зад в ракушках - человек, который много и долго прослужил на кораблях.Задраить - плотно при помощи задраек (болты с гайками) закрыть люк, иллюминатор и т.п.Задрайка - устройство для плотного закрытия (задраивания) судовых иллюминаторов, крышек люков, горловин, водонепроницаемых дверей и прочегоЗапальное отверстие - находится в казенной части пушки, через него зажигают порох при стрельбе.Запеленговать - заметитьЗарифить - уменьшить площадь паруса с помощью Завязок (риф - сезней), расположенных рядами на парусах.Зашабашить — окончить, прекратить.Зашхериться, зашхерить-спрятаться, спрятать.Зёма – землякЗюйдвестка - непромокаемая морская шляпа с широкими полями.Иголки - «отправить на иголки» - выражение, которое означает приговор кораблю, направляемого на завод для разделки и резкиИллюминатор — круглое окно с толстым стеклом в борту или палубе корабля.Интелегенты - служащие в БЧ-4 РТС - боевая часть связи радиотехническая служба.Кабельные трассы - кабельные трассы в отсеках, предназначенные для скопления мусора, пыли, хранения посторонних вещей небольшого размера и активно используемые корабельными крысами в виде удобных и безопасных для них транспортных коммуникаций.Кабельтов - внесистемная единица длины, применяемая в навигации для измерения сравнительно небольших расстояний, равная 185,2 м (или 0,1 морской мили)Каботажное судно - судно, осуществляющее перевозки вдоль берега.Казенная часть, казна - задняя часть ствола.Камбуз - место для приготовления пищи на судне.Канадка - кожаная куртка на меху, инвентарная одежда для офицеров и мичмановКандейка - импровизированное ведро, например, на подводных лодках изготовленное из банки для хранения регенеративных пластин.Капер - частное лицо, получившее от правительства патент на право вооружить судно и захватывать вражеские корабли и товары; капером назывался и сам корабль, и его капитан.Караси - носкиКарась - отслуживший от 0,5 до 1 годаКартель - соглашение об обмене пленными.Картуз - мешок с зарядом пороха для пушки.Катер — шлюпка облегченной конструкции на двенадцать — шестнадцать весел, преобладающий вид шлюпки на кораблях;Каюк - гребной или парусно-греб. долбленый челн, использовавшийся на Черном и Азовском моряхКаюта – офицерская комнатаКают-компания - общая каюта для офицеров.Кильватер — струя сзади судна, образующаяся при его ходе; строй, когда корабли идут один за другим.Кингстон - отверстие с клапаном в подводной части судна для приема или удаления воды.Кича - гаупвахтаКливер - один из передних треугольных косых парусов, ставился впереди фок-мачты.Клипер - трехмачтовое судно, отличающееся быстрым ходом.Клотик – верхняя часть мачты.Клюз - сквозное отверстие, служащее для пропускания тросов и якорных канатов.Кнехт — металлическая тумба со шкивом, укрепленная на палубе, служит для крепления швартовых концов, снастей и т.п.Коечка - кроватьКок — судовой повар.Кокпит - кормовая часть самой нижней палубы.Колдунчик - флюгер.Комендор — матрос или унтер-офицер, обслуживающий орудие.Комингс - окаймление на палубе по периметру люка.Конец — всякая свободная снасть небольшой длины, верёвка, тросКонтр-адмирал - первый адмиральский чин.Корвет - трехмачтовое военное судно с открытой батареей. Носил ту же парусность, что и фрегат, предназначался для посылок и разведок.Корма — задняя часть судна, противоположная носу.Коробка - корабльКороли воды, говна и пара - БЧ-5- электромеханическая боевая часть
Мариман - (иронич) -человек за плечами которого большой срок службы.Марс - площадка на мачте и месте ее соединения со стеньгой.Марса - приставка, означающая принадлежность следующего за ней понятия к марселю или марса - рею.Марса - рей - второй снизу рей, к которому привязывается марсель.Марса - фал - снасть, при помощи которой управляют марселем.Марсель — второй снизу прямой парус, ставящийся между марса - реем и нижним реем. Смотря по тому, какой мачте принадлежит, принимает название фор - марселя и грот - марселя.Марсовой — матрос, работающий на марсе.Марсовый - боцманМаслатые – БЧ-5- электромеханическая боевая часть Маслопупые – служащие в БЧ-5 - электромеханическая боевая часть.Мат — плетеный коврик, употребляемый на кораблях для предохранения от порчи дерева или троса в местах, подвергаемых трению.Мачта — высокое рангоутное дерево для постановки парусов. Обыкновенно на парусных судах имеется три мачты: передняя — фок-мачта, средняя, самая высокая, — грот-мачта и задняя — бизань-мачта. Мачта состоит из двух или трех составных по длине частей: собственно мачты, стеньги и брам-стеньги. У мест соединения этих частей расположены площадки: нижняя — марс, верхняя — салинг.Машинный телеграф — прибор, при помощи которого приказания с мостика передаются в машинное отделение.Машка - корабельная швабра для верхней палубы.Мертвый якорь — якорь, намертво прикрепленный ко дну. Над ним на толстой цепи плавает бочка, к кольцу на которой привязывается судно.Мичман — первый офицерский чин в русском дореволюционном флоте.Мойка танков - очистка грузовых или топливных танков от остатков нефтепродуктовМостик — поперечная площадка, возвышающаяся над верхней палубой, на которой сосредоточены приборы управления кораблем и где во время хода корабля обыкновенно находится командир.Мотыль - мотористМуссон — ветер, направление которого меняется в зависимости от времени года.Надраенный - туго натянутый, обтянутый, блестящий, начищенный до блеска.Найтов — обивка или перевязка тонким тросом для скрепления концов тросов, наложенных один на другой, или иных предметов.Найтовить - связывать, обвивая тросом, два или несколько предметов. Трос при этой связке называется найтов.Нактоуз - деревянный шкафчик, на котором установлен компас.Нок - оконечность горизонтального или наклонного рангоутного дерева, например: рея, бушприта, гафеля и т.п.Норд-вест — северо-запад, северо-западный ветер.Норд-ост — северо-восток, северо-восточный ветер.Нос — передняя оконечность судна, как надводная, так и подводнаяОбрасопить реи - повернуть реи в горизонтальной плоскости при помощи брасов.Обрез - ведро, изначально обрезок бочки под "бычки" для курильщиков на бакеОбсервация - определение места корабля на море по береговым предметам или небесным светилам.Обстенить парус - положить его на стеньгу, то есть повернуть так, чтобы ветер дул в его переднюю сторону. При этом судно будет иметь задний ход.Оверштаг — крутой поворот корабля, движущегося под небольшим углом по направлению к встречному ветру (в бейдевинд) с правого галса на левый и наоборот.Оган - петля на конце швартового троса, который заводится на кнехт.Отбиться – лечь спатьОтдать паруса — распустить сезни, которыми были привязаны паруса.Отдать рифы — увеличить парусность.Отдать снасть - отвернуть снасть с кнехта или с нагеля, где она была завернута, или выпустить ее из рук, если она была в руке.Отдать якорь — бросить якорь в воду на якорной цепи.Отец - карась после учебного отрядаОткрытый порт — порт, в который свободен доступ иностранных судов.Отшвартоваться — отойти от берега, пристани, стенки причала, от другого судна.Очко - унитаз
Пайола– напольное перекрытие в трюмеПалуба — горизонтальное перекрытие судна. Палубы ограничивают судно сверху (верхняя палуба), а также делят его на несколько частей по высоте. Палуба служит для размещения жилых и служебных помещений, оборудования, механизмов и т.д.Палы - откидные стопоры, насаживаемые на нижнюю часть баллера шпиля.Пальник - древко, на конце которого закреплялся фитиль.Парус — полотнище парусины специальной формы и размеров, смотря по назначению. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса прикреплены к реям и имеют вид трапеций, расположены поперек длины корабля. У нижних углов имеются снасти: шкоты — для растягивания при постановке парусов и гитовы — для уборки парусов. Прямые паруса имеют несколько ярусов. Нижние паруса: фок и грот; средние: марсели — фок - марсели, грот -марсели и на бизань-мачте — крюйсель; над ними брамсели — фор - брамсель, грот-брамсель и крюйс - брамсель. Четвертый ярус — бом - брамсели. Косые паруса расположены вдоль корабля. Треугольные — стаксель и кливера, ставящиеся по штагам и леерам, и четырехугольные — триселя — фор - трисель, грот-трисель и бизань.Пассажиры – БЧ-7- боевая часть связи и управленияПассат - ветер с постоянным направлением, дующий из субтропической области к экватору.Переборка - всякая вертикальная перегородка на судне.Перты — веревки под реями, служащие упором для ног при креплении парусов.Пиллерс - столбик поддерживающий подволокПланширь - брус, покрывающий верхние концы шпангоутов вдоль всей шлюпки, с гнездами для уключин.Пластырь - устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна.Поворот оверштаг - поворот на парусном судне, при котором оно пересекает носом линию ветра.Поворот через фордевинд - поворот судна, при котором оно пересекает линию ветра кормой.Погонное орудие - артиллерийское орудие, могущее стрелять прямо по курсу.Подвахтенные — матросы, не занятые на вахте, но в случае необходимости обязанные помогать вахтенным.Подвахтенный — офицер, подчиненный вахтенному начальнику.Подволок – потолокПодзор - склон кормы судна над рулем.Подшкипер — помощник шкипера, заведующего инвентарем корабля.Подшкиперская — кладовая, где хранятся паруса.Позывные - флаги для распознавания судна.Полторашник - отслуживщий от 1,5 до 2 летПолубак - надстройка в носовой части судна, идущая от форштевня.Полундра - восклицание, первоначально означавшее "берегись сверху". В настоящее время используется как синоним слова "берегись".Полуют - надстройка в кормовой части судна, задняя приподнятая часть юта.Помпа — насос, прикрепленный к месту, в отличие от переносного насоса — брандспойта.Порт — прибрежный пункт, имеющий рейд или гавань, а также средства для постройки, ремонта, погрузки, разгрузки и стоянки кораблей.Порты — отверстия в борту судна для орудий.Поручни – перилаПотравливать - ослаблять снасть.Правила - длинные рычаги, посредством которых можно было поднять казенную часть, чтоб подложить под нее деревянные подъемные клинья, а также производить незначительно боковое движение орудия.Прибойник - цилиндрический поршень на длинном древке, которым досылали и уплотняли картуз.Приводить к ветру - брать курс ближе к линии ветра, ближе к крутому бейдевинду. Если судно, изменяя свой курс, приближается к линии ветра, говорят, что оно приводится (идет круче, поднимается), а если его нос удаляется от этой линии - идет полнее, уваливается.Приз - военная добыча, неприятельское судно или груз его, из которого победители получали свою долю, так называемые призовые деньги.Принайтовить — прикрепить найтовом.
Продовольственный аттестат – сухой паек.Протабанить – пропустить, прозевать выгодный или удачный момент, упустить что-либо.Профсоюзы – моряки после приказа о демобилизацииПроход – коридорПрошу добро – прошу разрешениеПтюха - хлеб с маслом.Пыжовник - длинный скребок для чистки канала ствола.Раковина - боковой срез в кормовой части палубы.Рангоут - общее название всех деревянных приспособлений для несения парусов.РБУ – перловая каша, ракетно-бомбовая установкаРевизор — офицер, выбранный для заведования хозяйственной частью на корабле.Реи (рея) - горизонтальная перекладина, на которой подвешивается парус. Реи имеют названия по мачтам и по ярусам.Рейд — часть моря около берега, удобная для стоянки кораблей.Решетчатый люк - решетчатая рама из брусков или реек, прикрывающая сверху люк.Риф — гряда камней, расположенная близко к поверхности воды; приспособление, при помощи которого можно изменять площадь парусности. См. взять рифы и отдать рифы.Рогатые- служащие в БЧ-2 - артиллерийская боевая частьРостры — место на корабле, где устанавливаются крупные шлюпки и хранятся запасные части рангоута.Рубка - помещение, находящееся обыкновенно на верхней палубе.Рули – служащие в БЧ-1 - штурманская боевая часть.Румб - одно из тридцати двух делений компаса, равное 11°.Румпель - одно- или двуплечий рычаг , жестко закрепленный в головной части руля перпендикулярно к его оси, и используемого для перекладки руля.Румыны - служащие в БЧ-3 – минно-торпедная боевая часть.Рундук – тумбочкаРусалка - швабраРуслень — площадка снаружи борта судна на высоте палубы.Рында – судовой колоколСалага - молодой матрос, шутливое обращение к товарищу, который младше по сроку службыСалинг - рама из продольных и поперечных брусьев, устанавливаемая на топе стеньги в месте соединения со следующей стеньгой.Самохот – самоволкаСвежеть — усиливаться, крепчать (о ветре).Связь - БЧ-4 РТС - боевая часть связи радиотехническая служба.Сезень — снасть в виде пояса, сплетенного из мягких веревок, для прихватывания парусов к реям.Секрет — сторожевой пост, скрыто выставляемый сторожевой заставой в наиболее опасных подступах со стороны противника.Секстан - угломерный инструмент.Сигнальщик — матрос, несущий вахту по наблюдению за всем, что происходит вокруг корабля, и обязанный давать и принимать сигналы.Склянки - Удары в колокол через получасовой интервал. Счет начинается с полудня: 12.30 один удар, 13.00 два удара, и так до восьми ударов, тогда счет начинается сначала. Песочные часы.Скула - выпуклость в передней надводной части судна.Слип - подъемно-спусковое сооружение для управляемого механизированного подъема и спуска судов по рельсовым путям, уложенным на наклонной плоскости. Рельсовые пути имеют надводные и подводные части.Слюнявчик, Сопливчик - черная манишка которая застегивалась с зади на шее на крючки.Снасть — веревки и тросы, служащие на корабле для постановки и уборки парусов, постановки рангоута и пр.Собачья вахта - полувахта с 16 до 18 часов и с 18 до 20. Полувахты были введены для того, чтобы одно и то же лицо не стояло вахту в одно и то же время.Сплеснить - соединить без узла два конца вместе, пропуская пряди одного в пряди другого.Стаксель — треугольный парус, поднимаемый по штагу для увеличения площади парусности.Становой — самый тяжелый якорь, употребляется при длительной стоянке судна;Стасики - тараканыСтенка – пирсСтеньга — дерево, служащее продолжением мачты; смотря по тому, какой мачте принадлежит, называется фор-стеньга, грот-стеньга, крюйс - стеньга. Выше стеньги идет брам-стеньга.Стопор - приспособление, которым останавливают движение снасти или якорной цепи.
Стрингер – ребро жесткости вдоль корабляСуконка - шерстяная рубашка с местом для гюйсаСундук - мичманСундученок - сверхсрочникиСуши весла - команда, по которой на шлюпке вынимают весла из вод" и держат параллельно последней, выровняв их лопасти.Сход - увольнение в город.Табанить - грести в обратную сторону, чтобы сделать разворот или дать шлюпке задний ход.Такелаж - все снасти на судне. Делится на стоячий, который поддерживает рангоутное дерево, и бегучий, который служит для подъема и разворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами.Тали - система тросов и блоков для подъема тяжестей и натягивания снастей.Твиндек - междупалубное пространство.Тендер - небольшое одномачтовое мореходное судно, несущее дозорную и посыльную службу.Тент - парусина, растягиваемая над палубой для защиты от солнца и дождя.Торпеды – приспособление для придания брюкам более расклешенного видаТраверз - направление, перпендикулярное курсу судна или диаметральной плоскости. По названию борта судна различают правый и левый траверз.Травить - ослаблять, выпускать снасть, швартов, якорь-цепь и т. п.Травить - рассказывать небылицы.Транспорт — судно для перевозки грузов.Трап - всякая лестница на судне.Тренчик - брезентовый рабочий ременьТрехдечный корабль — трехпалубный (трехъярусный) корабль.Трисель - косой четырехугольный парус, ставящийся в дополнение к прямым парусам сзади главной мачты.Трос - общее название всякой веревки на корабле.«Труба» - машинист газотурбинистТрюм - самая нижняя часть внутреннего пространства судна, расположенная между днищем и нижней палубой.«Трюм» - машинист трюмныйТянуть палубу – делать уборку с тряпкойУголок - надувные уголковые отражатели (НУО), выставляемые как пассивные помехи для защиты якорных стоянок кораблейУзел - мера скорости движения корабля. Число узлов указывает на то, сколько морских миль прошел в течение часа корабль.Узкость - вход в залив, пролив, закрытая акватория.Укупорка - герметичная тара, контейнер.Унтер-офицер — звание младшего командира из низших чинов.Уорент-офицер - категорий командного состава между офицером и унтер-офицером.Утка - на шлюпке швартовать конецФал - снасть бегучего такелажа, служащая для подъема рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов, кормового флага и т.д.Фалгреб и фалгребный — см. фалреп и фалрепный.Фалреп — трос, заменяющий перила у входных трапов.Фалрепный - матрос их состава вахтенного отделения, назначаемый для встречи прибывающих на корабль начальствующих лиц и провода их.Фальконет - небольшое огнестрельное чугунное орудие с цилиндрическим каналом и конической камерой с полушарным дном.Фальшборт - легкое ограждение открытой палубы.Фанера - плоская грудная клетка.Фарватер — путь, безопасный от камней и мелей.Финик - финансист, офицер или мичман финансовой службыФитиль - вставить «фитиль» - означает нагоняй или взыскание.Флагман — командующий крупным соединением военных кораблей; сокращенное название корабля, на котором находится флагман.Флаг-офицер — в военно-морском флоте офицер для поручений при флагмане, выполняющий обязанности адъютанта.Флагшток — стойка, на которой поднимается флаг или древко для флага.Фланка – шерстяная рубашка с местом для гюйсаФок - нижний парус на первой от носа мачте.Фока — слово, прибавляемое к некоторым названиям снастей, парусов и рангоута, принадлежащим фок-мачте, например, фока-реи.Фок-мачта - первая, считая от носа, мачта.Фор — слово, прибавляемое к наименованию реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса фок-мачты.Фордевинд - ветер, дующий прямо в корму корабля; идти на фордевинд - идти сФорпггевень - продолжение киля судна спереди, образующее нос корабля.
Форпик - крайний носовой отсек судна, простирающийся от форштевня до таранной переборки. Обычно служит балластной цистерной.Форт — сомкнутое военное укрепление для обороны города или порта.Фрегат - трехмачтовый военный корабль, второй по размеру после линейного. Был остойчивее линейного корабля, имел более высокие мачты, большую парусность и превосходил его по ходу, однако нес меньше артиллерии.Ходить - плаватьХромачи - парадные ботинкиЦапфы - небольшие выступы цилиндрической формы на середине орудийного ствола, вставлявшиеся в цапфенные гнезда лафета.Цепной ящик - помещение для хранения якорной цепи в походном положении. Имеет преимущественно цилиндрическую форму. ЦЯ носового якорного устройства крепится, как правило, к форпиковой переборке. Цепь каждого борта хранится в отдельном ЦЯ. Часто в ЦЯ устанавливается устройство быстрой отдачи цепи (жвака-галс).Циркулировать - поворачивать, менять курс, ходить кругами, ходить вокруг чего-либо. ЦУ - целеуказание – дать ЦУ –поставить задачуЧалки - швартовы, швартовые концы. Бросить чалки - ошвартоваться.Черпаками - называли в 70г. тех, кто носил бескозырку до присяги без ленточек.Черпак-поварешка для розлива вина (парусный флот)Четверка — четырехвесельная шлюпка;Чипок - всопомогательный дизель.Чисто за кормой — значит, ничего не препятствует движению корабля задним ходом.Чифан - едаЧумичка – берет, поварешкаШабаш — команда, подаваемая для прекращения гребли и уборки весел в шлюпку.Швабрить – делать уборку при помощи щвабрыШвартов - трос, которым судно привязывается к другому - судну или к берегу.Шебека - небольшое судно с сильно выдвинутым форштевнем и далеко выступающей палубой. Использовались преимущественно корсарами северного побережья Африки.Шканечный офицер — офицер, несущий вахту на шканцах.Шканцы — место для сбора команды на верхней палубе (от грот-мачты до бизань-мачты) или до начала кормовой части (юта).Шкаторина — край паруса, обшитый тросом.Шкафут - часть верхней палубы от фок- до грот-мачты.Шквал - сильный порыв ветра.Шкентель - место для тех кто не вышел ростом в строю.Шкера – сарайШкерт - штерт, тонкий и короткий конец тросаШкив - колесо, сидящее на валу, непосредственно принимающее или передающее усилие с помощью ремня или каната. Шкивы были деревянные.Шкипер — содержатель корабельного имущества; в торговом флоте командир судна.Шконка - кроватьШкот — снасть, при помощи которой управляют парусами.Шкрэк-кокШлюп - маленькое судно, больше брига, но меньше корвета.Шлюп -балки —брусья по борту судна для подвешивания шлюпок.Шлюпка — общее название всякого гребного судна на корабле. В тексте встречаются шлюпки нескольких типов:Шпангоут - ребро судового остова.Шпация – расстояние между шпангоутамиШпигат - сквозное отверстие в борту или в палубе для стока воды.Шпиль - якорная машина с вертикальным валом, служащая для выбирания якорей. Шпили были деревянные и вращались вручную.Шпринг - носовой задний или кормовой передний швартов.Штаб-офицеры — в царской армии и флоте старший командный состав (полковники, подполковники, капитаны первого и второго рангов).Штаг - снасть стоячего такелажа, которая удерживает мачту или стеньгу.Штормовка - перекладина для укладки ф/о,Штормовые паруса — специальные косые нижние паруса, которые ставятся во время шторма.Штурвал - рулевое колесо.Штурман — специалист по кораблевождению.Штык-болт — тонкая снасть, прикрепленная затяжной петлей к парусу: при взятии рифов парус подтягивается этой снастью сбоку; оконечность марса-реи, на которой крепить паруса труднее, чем на других частях реи.Шушера - БЧ-7- боевая часть связи и управленияШхеры и фиорды - узкие скалистые заливы северных морейШхуна (Шкуна) - судно прибрежного плавания имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косые паруса.
Экипаж – морской сборный пункт, часть строевого состава во флоте.Элеватор - машина непрерывного действия, транспортирующая грузы в вертикальном или наклонном направленииЭлектрик – фазаЭскадра — соединение кораблей.Юнга — мальчик-ученик на корабле, готовящийся стать матросом.Ют - кормовая часть верхней палубы.Якорные стопора - приспособление для удержания на месте якорной цепи.Якорь — прибор для удержания на месте кораблей, шлюпок и пр. Якоря бывают разных видов в зависимости от веса и назначения:становой — самый тяжелый якорь, употребляется при длительной стоянке судна; верп — судовой якорь меньшего размера, чем становой, употребляется при перемене места стоянки на рейде, для снятия с мели; мертвый якорь — якорь, намертво прикрепленный ко дну. Над ним на толстой цепи плавает бочка, к кольцу на которой привязывается судно.Якорь чист - на лапах поднятого якоря нет зацепившихся за него тросов, кабелей и.т.д.Ялик — небольшое одномачтовое парусное судно, приспособленное для рыболовства; служебная судовая шлюпка на четыре или шесть весел; небольшая лодка для катания.Яличник — перевозчик на ялике.
Бак - носовая часть верхней палубы до передней мачты (фок-мачты), стол, посудина типа ведра для получения еды с камбузаБакланить - есть.Баковые - швартовая команда,Бакштаг - снасть стоячего такелажа для укрепления с боков рангоутных деревьев; курс корабля, который образует с направлением ветра угол более 90o и меньше 180o.Бакштов — толстый канат, выпускаемый за корму для привязывания шлюпок во время стоянки корабля.Балласт - груз, принимаемый на судно для обеспечения требуемой посадки и остойчивостиБандиско - коки, хлебопеки, баталеры, писаря, медики, боцмана (повстанческое обьединение)Банка — сиденье для гребцов в шлюпке; мель среди глубокого места.Банкет — возвышение или площадка у внутреннего борта над верхней палубой. Обычно делается из решетчатых люков.Банник — цилиндрическая щетка на длинной рукоятке для прочистки и смазки ствола орудия.Баночка – скамейкаБаркас - самое большое гребное судно на корабле (от 18 до 24 весел).Баталер — в парусном флоте унтер-офицер, заведующий денежным, вещевым и пищевым довольствием.Баталерная — помещение на парусных судах, где хранились припасы и жил баталер.Батарея — на военных парусниках палуба, на которой стоят орудия; совокупность орудий одной палубы; суда, называемые теперь броненосцами береговой охраны.Бацилла - медик срочной службыБейдевинд - курс, самый близкий к линии ветра.Беседка - деревянная доска, подвешенная на веревках служащая сидением при спуске за борт.Бизань — задняя, третья от носа мачта на корабле; косой парус, поднимаемый позади этой мачты, на гафеле.Бимс - балка, соединяющая борта корабля и служащая основанием для палубы.Битенг- кнехта для швартовки на причалеБить склянки – отбивать время с помощью рындаБлок — груз с колесом внутри, который служит для проводки снасти.Блокшив — старое, негодное для плавания судно без мачт, превращенное в казарму для матросов, иногда в тюрьму для арестантов.Боевой Пост – помещение где находится моряки по тревогеБоканцы — (или шлюп-балки) — выдающиеся за борт судна брусья для подвешивания шлюпокБолясины – железные накладки на ступенькахБом — слово, прибавляемое к названиям всех парусов, рангоута, снастей и такелажа, принадлежащим бом-брам-стеньге.Бом-брам-стеньга — дерево, являющееся продолжением брам-стеньги.Борзой карась - от года до 1.5Борзый – наглыйБоцман - старший унтер-офицер, ведающий судовыми работами и отвечающий за чистоту на корабле.Боцманмат - помощник боцмана.Бочковой - дежурный по столовойБрам - слово, прибавляемое к названиям всех парусов, снастей и такелажа, принадлежащих брам-стеньге.Брамсель - прямой парус, поднимаемый па брам-стеньге над марселем.Брам-стеньга - дерево, служащее продолжением стеньги.Брандвахта - судно или береговой пост, несущие охрану рейда или гавани.Брандеры - старые, отслужившие свой век суда, которые наполняли горючим материалом и пускали с наветренной стороны на неприятельские суда.Брандспойт — переносной насос.Брас - снасти бегучего такелажа, прикрепленные к нокам реев и служащие для поворота их, вместе с парусами, в горизонтальной плоскости.Брасопить рей - поворачивать его в горизонтальной плоскости с помощью брасов.Брать рифы - убавить парус, зарифить его.Брашпиль - якорная машина с горизонтальным валом для подъема якорей.Бриг - двухмачтовое парусное судно.Бриз - ветер, дующий вследствие неравномерности нагревания суши и воды днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.Броненосец - судно, защищенное броней.Броняшка – бронированная вставка в иллюминаторБрюк - толстый трос, которым пушку крепили к боковым стенкам пушечных портов.Бугшприт (бушприт) — горизонтальная или наклонная балка, выдающаяся с носа корабля, служит для подъема кливеров и других работ.
Буек — поплавок для указания какого-либо места на поверхности воды или для спасения утопающих.Бурун - отбой и прибой волн между камнями или у берегов.Бухта — небольшой залив; трос, свернутый кругами, или снасти, уложенные кругами.Бушлат — род верхней одежды матросов, форменная двубортная черная куртка на теплой подкладке.БЧ - боевая часть, подразделение на кораблеБычки - командиры БЧ
В заводе - состояние корабля, выведенного из линии боевой готовности и определенного в состав соединения кораблей ремонтаВантина — один из проволочных или пеньковых тросов, составляющих ванты.Ванты - пеньковые или проволочные снасти, поддерживающие мачту; скреплены между собою в виде лестниц более тонкими снастями.Ватерлиния - кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, соответствующей уровню воды.Вахта — дежурная часть личного состава на корабле (обычно половина или треть), несущая службу. Сутки на военном корабле делятся на шесть вахт (с 0 до 4, с 4 до 8 и т.д.). У каждой вахты есть свой начальник; промежуток времени, в продолжение которого дежурная часть несет вахту.Вахтенные — несущие вахту.Вейдевинд - курс парусного судна, образующий с направлением встречного ветра угол меньше 90°.Вельбот - быстроходная шлюпка с острым носом и кормой на пять - шесть распашных весел.Верблюд - накладка на деревянном румпеле для увеличения прочностиВерп — судовой якорь меньшего размера, чем становой, употребляется при перемене места стоянки на рейде, для снятия с мели;Верповать - тянуть судно посредством верпа, т.е. небольшого вспомогательного якоря. Самый большой из верпов называется стоп - анкером.Вертолет - кровать на киче (днем убиралась)Вестовой - матрос, прислуживающий в кают-компании или офицеру.Ветер заходит - становится круче; отходит - становится попутным.Ветошь – тряпкаВзять рифы — уменьшить площадь парусности.Винград - выступающая часть на казне орудия.Виндзейль - приспособление для вентиляции, представляющее собою парусиновый цилиндр с металлическими или деревянными обручами.Вице-адмирал - второй адмиральский чин.Водорез — оконечность носовой части судна, рассекающая воду при его движении.Волнорез – выступающее над палубой сооружение защищает носовые надстройки от волн.Вольная вода — глубина, на которой судно может стоять безопасно при самой убыли воды.Вчистую - выйти со службы в запас или в отставкуВыбленки - ступеньки вант.Выбрать конец — вытянуть конец веревки, брошенной на судно или на шлюпку, тянуть, подтягивать.Выброска - бросательный конецВымбовка - деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля (поднятия якоря в ручную)Вымпел - узкий и длинный раздвоенный на конце флаг, поднимаемый с началом плавания и опускаемый в конце его.Вытравить канат — выпустить канат в воду.Вьюшка - барабан в виде катушки для хранения на нем различных канатов.
Гавань — естественно или искусственно огражденное на воде место, представляющее удобную стоянку для судов.Гады - рабочие ботинкиГак - стальной крюк, используемый на судах для подъема груза кранами, стрелами и др.Гакаборт - верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.Галера - тип военного гребного судна, появившийся на Средиземном море около VII века н.э. Галион - большое морское судно, имевшее четыре больших и одну мощную наклонную мачту. Галс — курс идущего корабля относительно ветра. Если ветер дует с левой стороны, корабль идет левым галсом, если с правой — правым.Галфинд — (или идти в пол ветра) — направление ветра, когда он дует в борт корабля под прямым углом.Гальюн – туалетГальюнщик - матрос, ведающий матросскими уборными.Гандикап - измеряемая в секундах величина, используемая для сравнительной оценки результатов, показанных в гонках яхтами с различным гоночным балломГардемарин - здесь: воспитанник старших классов морского корпуса.Гафель — наклонное рангоутное дерево, укрепленное сзади мачты и служащее для привязывания верхней кромки косого паруса. На гафель также поднимают сигналы и иногда флаг.Генерал-адъютант — полный генерал, или генерал-лейтенант, состоящий в свите монарха.Гитовы — снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней. Взять на гитовы. — подобрать парус гитовами.Гичка - командирская шлюпка.Главная палуба - третья снизу палуба на больших судах.Глухарь - шуруп большого размера с болтовой (под ключ) головкой, применяемый в деревянных судовых конструкциях для соединения деталей корпуса.Говнодавы - рабочие ботинкиГодок - отслуживший 2 годаГоланка - шерстяная рубашка с местом для гюйсаГоляк – веникГорбыли - толстые широкие железные полоски, которыми покрывают дапфы орудий, чтобы последние не выскакивали при выстреле из цапфенных гнезд.Гордень - снасть, проходящая через неподвижный блок и служащая для подъема грузов и уборки парусов.Гордешок — небольшой подъемный гордень.Гражданский - после приказа о демобилизацииГрот — вторая мачта на корабле; большой прямой нижний парус, поднимаемый на этой мачте.Грот и фок на гитовы — команда к уборке парусов на второй и первой мачте или к уменьшению площади парусности.Грот-мачта - вторая мачта, считая с носа.Грот-руслень — площадка, устроенная снаружи корпуса судна на уровне палубы, против грот-мачты.Губа - гаупвахтаГюйс — флаг на носу корабля. Поднимается на военном судне во время стоянки его на якоре, форменный воротник.Дальняя — кругосветное и вообще далекое плавание.Дать краба – поздороватьсяДвойка — см. шлюпка.Дебаркадер - плавучий причал предназначенный для швартовкиДед- старший механик, на вспомогательном, торговом или рыбацком судне.Держать чистым - значит иметь этот предмет готовым к применению в любую минуту.Джонка - мелкосидящее мореходное китайское парусное судно.Дифферент судна - наклон судна в продольной плоскости (вокруг поперечной оси, проходящей через центр тяжести площади ватерлинии).До места — сокращенное выражение, обозначающее дотянуть парус до места.Док — портовое сооружение с осушаемым каналом, в которое вводятся суда для ремонта.Дрейфовать — пассивно двигаться по ветру или течению.Дульная пробка - устройство, предохраняющее канал орудия от попадания брызг, пыли и т.п.Дуст - химикДух - моряк до года службы.Дучка - унитазДушегубка - небольшая узкая плоскодонная лодка, выдолбленная из целого ствола дерева.Дэннаж - груз.Дятел - телеграфистЕндова — широкая медная посуда с носиком, в которой выносят вино или водку для команды.Ерш - стальной гвоздь квадратного сечения с зазубринами на углах, применявшийся в деревянном судостроенииЖивучесть судна - способность судна при получении повреждений сохранять свои эксплутационные и мореходные качества.Жилая палуба — часть средней или нижней палубы на корабле, где размещаются жилые помещения команды.
Загребной — гребец, сидящий первым от кормы, по которому равняются остальные.Зад в ракушках - человек, который много и долго прослужил на кораблях.Задраить - плотно при помощи задраек (болты с гайками) закрыть люк, иллюминатор и т.п.Задрайка - устройство для плотного закрытия (задраивания) судовых иллюминаторов, крышек люков, горловин, водонепроницаемых дверей и прочегоЗапальное отверстие - находится в казенной части пушки, через него зажигают порох при стрельбе.Запеленговать - заметитьЗарифить - уменьшить площадь паруса с помощью Завязок (риф - сезней), расположенных рядами на парусах.Зашабашить — окончить, прекратить.Зашхериться, зашхерить-спрятаться, спрятать.Зёма – землякЗюйдвестка - непромокаемая морская шляпа с широкими полями.Иголки - «отправить на иголки» - выражение, которое означает приговор кораблю, направляемого на завод для разделки и резкиИллюминатор — круглое окно с толстым стеклом в борту или палубе корабля.Интелегенты - служащие в БЧ-4 РТС - боевая часть связи радиотехническая служба.Кабельные трассы - кабельные трассы в отсеках, предназначенные для скопления мусора, пыли, хранения посторонних вещей небольшого размера и активно используемые корабельными крысами в виде удобных и безопасных для них транспортных коммуникаций.Кабельтов - внесистемная единица длины, применяемая в навигации для измерения сравнительно небольших расстояний, равная 185,2 м (или 0,1 морской мили)Каботажное судно - судно, осуществляющее перевозки вдоль берега.Казенная часть, казна - задняя часть ствола.Камбуз - место для приготовления пищи на судне.Канадка - кожаная куртка на меху, инвентарная одежда для офицеров и мичмановКандейка - импровизированное ведро, например, на подводных лодках изготовленное из банки для хранения регенеративных пластин.Капер - частное лицо, получившее от правительства патент на право вооружить судно и захватывать вражеские корабли и товары; капером назывался и сам корабль, и его капитан.Караси - носкиКарась - отслуживший от 0,5 до 1 годаКартель - соглашение об обмене пленными.Картуз - мешок с зарядом пороха для пушки.Катер — шлюпка облегченной конструкции на двенадцать — шестнадцать весел, преобладающий вид шлюпки на кораблях;Каюк - гребной или парусно-греб. долбленый челн, использовавшийся на Черном и Азовском моряхКаюта – офицерская комнатаКают-компания - общая каюта для офицеров.Кильватер — струя сзади судна, образующаяся при его ходе; строй, когда корабли идут один за другим.Кингстон - отверстие с клапаном в подводной части судна для приема или удаления воды.Кича - гаупвахтаКливер - один из передних треугольных косых парусов, ставился впереди фок-мачты.Клипер - трехмачтовое судно, отличающееся быстрым ходом.Клотик – верхняя часть мачты.Клюз - сквозное отверстие, служащее для пропускания тросов и якорных канатов.Кнехт — металлическая тумба со шкивом, укрепленная на палубе, служит для крепления швартовых концов, снастей и т.п.Коечка - кроватьКок — судовой повар.Кокпит - кормовая часть самой нижней палубы.Колдунчик - флюгер.Комендор — матрос или унтер-офицер, обслуживающий орудие.Комингс - окаймление на палубе по периметру люка.Конец — всякая свободная снасть небольшой длины, верёвка, тросКонтр-адмирал - первый адмиральский чин.Корвет - трехмачтовое военное судно с открытой батареей. Носил ту же парусность, что и фрегат, предназначался для посылок и разведок.Корма — задняя часть судна, противоположная носу.Коробка - корабльКороли воды, говна и пара - БЧ-5- электромеханическая боевая часть
Мариман - (иронич) -человек за плечами которого большой срок службы.Марс - площадка на мачте и месте ее соединения со стеньгой.Марса - приставка, означающая принадлежность следующего за ней понятия к марселю или марса - рею.Марса - рей - второй снизу рей, к которому привязывается марсель.Марса - фал - снасть, при помощи которой управляют марселем.Марсель — второй снизу прямой парус, ставящийся между марса - реем и нижним реем. Смотря по тому, какой мачте принадлежит, принимает название фор - марселя и грот - марселя.Марсовой — матрос, работающий на марсе.Марсовый - боцманМаслатые – БЧ-5- электромеханическая боевая часть Маслопупые – служащие в БЧ-5 - электромеханическая боевая часть.Мат — плетеный коврик, употребляемый на кораблях для предохранения от порчи дерева или троса в местах, подвергаемых трению.Мачта — высокое рангоутное дерево для постановки парусов. Обыкновенно на парусных судах имеется три мачты: передняя — фок-мачта, средняя, самая высокая, — грот-мачта и задняя — бизань-мачта. Мачта состоит из двух или трех составных по длине частей: собственно мачты, стеньги и брам-стеньги. У мест соединения этих частей расположены площадки: нижняя — марс, верхняя — салинг.Машинный телеграф — прибор, при помощи которого приказания с мостика передаются в машинное отделение.Машка - корабельная швабра для верхней палубы.Мертвый якорь — якорь, намертво прикрепленный ко дну. Над ним на толстой цепи плавает бочка, к кольцу на которой привязывается судно.Мичман — первый офицерский чин в русском дореволюционном флоте.Мойка танков - очистка грузовых или топливных танков от остатков нефтепродуктовМостик — поперечная площадка, возвышающаяся над верхней палубой, на которой сосредоточены приборы управления кораблем и где во время хода корабля обыкновенно находится командир.Мотыль - мотористМуссон — ветер, направление которого меняется в зависимости от времени года.Надраенный - туго натянутый, обтянутый, блестящий, начищенный до блеска.Найтов — обивка или перевязка тонким тросом для скрепления концов тросов, наложенных один на другой, или иных предметов.Найтовить - связывать, обвивая тросом, два или несколько предметов. Трос при этой связке называется найтов.Нактоуз - деревянный шкафчик, на котором установлен компас.Нок - оконечность горизонтального или наклонного рангоутного дерева, например: рея, бушприта, гафеля и т.п.Норд-вест — северо-запад, северо-западный ветер.Норд-ост — северо-восток, северо-восточный ветер.Нос — передняя оконечность судна, как надводная, так и подводнаяОбрасопить реи - повернуть реи в горизонтальной плоскости при помощи брасов.Обрез - ведро, изначально обрезок бочки под "бычки" для курильщиков на бакеОбсервация - определение места корабля на море по береговым предметам или небесным светилам.Обстенить парус - положить его на стеньгу, то есть повернуть так, чтобы ветер дул в его переднюю сторону. При этом судно будет иметь задний ход.Оверштаг — крутой поворот корабля, движущегося под небольшим углом по направлению к встречному ветру (в бейдевинд) с правого галса на левый и наоборот.Оган - петля на конце швартового троса, который заводится на кнехт.Отбиться – лечь спатьОтдать паруса — распустить сезни, которыми были привязаны паруса.Отдать рифы — увеличить парусность.Отдать снасть - отвернуть снасть с кнехта или с нагеля, где она была завернута, или выпустить ее из рук, если она была в руке.Отдать якорь — бросить якорь в воду на якорной цепи.Отец - карась после учебного отрядаОткрытый порт — порт, в который свободен доступ иностранных судов.Отшвартоваться — отойти от берега, пристани, стенки причала, от другого судна.Очко - унитаз
Пайола– напольное перекрытие в трюмеПалуба — горизонтальное перекрытие судна. Палубы ограничивают судно сверху (верхняя палуба), а также делят его на несколько частей по высоте. Палуба служит для размещения жилых и служебных помещений, оборудования, механизмов и т.д.Палы - откидные стопоры, насаживаемые на нижнюю часть баллера шпиля.Пальник - древко, на конце которого закреплялся фитиль.Парус — полотнище парусины специальной формы и размеров, смотря по назначению. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса прикреплены к реям и имеют вид трапеций, расположены поперек длины корабля. У нижних углов имеются снасти: шкоты — для растягивания при постановке парусов и гитовы — для уборки парусов. Прямые паруса имеют несколько ярусов. Нижние паруса: фок и грот; средние: марсели — фок - марсели, грот -марсели и на бизань-мачте — крюйсель; над ними брамсели — фор - брамсель, грот-брамсель и крюйс - брамсель. Четвертый ярус — бом - брамсели. Косые паруса расположены вдоль корабля. Треугольные — стаксель и кливера, ставящиеся по штагам и леерам, и четырехугольные — триселя — фор - трисель, грот-трисель и бизань.Пассажиры – БЧ-7- боевая часть связи и управленияПассат - ветер с постоянным направлением, дующий из субтропической области к экватору.Переборка - всякая вертикальная перегородка на судне.Перты — веревки под реями, служащие упором для ног при креплении парусов.Пиллерс - столбик поддерживающий подволокПланширь - брус, покрывающий верхние концы шпангоутов вдоль всей шлюпки, с гнездами для уключин.Пластырь - устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна.Поворот оверштаг - поворот на парусном судне, при котором оно пересекает носом линию ветра.Поворот через фордевинд - поворот судна, при котором оно пересекает линию ветра кормой.Погонное орудие - артиллерийское орудие, могущее стрелять прямо по курсу.Подвахтенные — матросы, не занятые на вахте, но в случае необходимости обязанные помогать вахтенным.Подвахтенный — офицер, подчиненный вахтенному начальнику.Подволок – потолокПодзор - склон кормы судна над рулем.Подшкипер — помощник шкипера, заведующего инвентарем корабля.Подшкиперская — кладовая, где хранятся паруса.Позывные - флаги для распознавания судна.Полторашник - отслуживщий от 1,5 до 2 летПолубак - надстройка в носовой части судна, идущая от форштевня.Полундра - восклицание, первоначально означавшее "берегись сверху". В настоящее время используется как синоним слова "берегись".Полуют - надстройка в кормовой части судна, задняя приподнятая часть юта.Помпа — насос, прикрепленный к месту, в отличие от переносного насоса — брандспойта.Порт — прибрежный пункт, имеющий рейд или гавань, а также средства для постройки, ремонта, погрузки, разгрузки и стоянки кораблей.Порты — отверстия в борту судна для орудий.Поручни – перилаПотравливать - ослаблять снасть.Правила - длинные рычаги, посредством которых можно было поднять казенную часть, чтоб подложить под нее деревянные подъемные клинья, а также производить незначительно боковое движение орудия.Прибойник - цилиндрический поршень на длинном древке, которым досылали и уплотняли картуз.Приводить к ветру - брать курс ближе к линии ветра, ближе к крутому бейдевинду. Если судно, изменяя свой курс, приближается к линии ветра, говорят, что оно приводится (идет круче, поднимается), а если его нос удаляется от этой линии - идет полнее, уваливается.Приз - военная добыча, неприятельское судно или груз его, из которого победители получали свою долю, так называемые призовые деньги.Принайтовить — прикрепить найтовом.
Продовольственный аттестат – сухой паек.Протабанить – пропустить, прозевать выгодный или удачный момент, упустить что-либо.Профсоюзы – моряки после приказа о демобилизацииПроход – коридорПрошу добро – прошу разрешениеПтюха - хлеб с маслом.Пыжовник - длинный скребок для чистки канала ствола.Раковина - боковой срез в кормовой части палубы.Рангоут - общее название всех деревянных приспособлений для несения парусов.РБУ – перловая каша, ракетно-бомбовая установкаРевизор — офицер, выбранный для заведования хозяйственной частью на корабле.Реи (рея) - горизонтальная перекладина, на которой подвешивается парус. Реи имеют названия по мачтам и по ярусам.Рейд — часть моря около берега, удобная для стоянки кораблей.Решетчатый люк - решетчатая рама из брусков или реек, прикрывающая сверху люк.Риф — гряда камней, расположенная близко к поверхности воды; приспособление, при помощи которого можно изменять площадь парусности. См. взять рифы и отдать рифы.Рогатые- служащие в БЧ-2 - артиллерийская боевая частьРостры — место на корабле, где устанавливаются крупные шлюпки и хранятся запасные части рангоута.Рубка - помещение, находящееся обыкновенно на верхней палубе.Рули – служащие в БЧ-1 - штурманская боевая часть.Румб - одно из тридцати двух делений компаса, равное 11°.Румпель - одно- или двуплечий рычаг , жестко закрепленный в головной части руля перпендикулярно к его оси, и используемого для перекладки руля.Румыны - служащие в БЧ-3 – минно-торпедная боевая часть.Рундук – тумбочкаРусалка - швабраРуслень — площадка снаружи борта судна на высоте палубы.Рында – судовой колоколСалага - молодой матрос, шутливое обращение к товарищу, который младше по сроку службыСалинг - рама из продольных и поперечных брусьев, устанавливаемая на топе стеньги в месте соединения со следующей стеньгой.Самохот – самоволкаСвежеть — усиливаться, крепчать (о ветре).Связь - БЧ-4 РТС - боевая часть связи радиотехническая служба.Сезень — снасть в виде пояса, сплетенного из мягких веревок, для прихватывания парусов к реям.Секрет — сторожевой пост, скрыто выставляемый сторожевой заставой в наиболее опасных подступах со стороны противника.Секстан - угломерный инструмент.Сигнальщик — матрос, несущий вахту по наблюдению за всем, что происходит вокруг корабля, и обязанный давать и принимать сигналы.Склянки - Удары в колокол через получасовой интервал. Счет начинается с полудня: 12.30 один удар, 13.00 два удара, и так до восьми ударов, тогда счет начинается сначала. Песочные часы.Скула - выпуклость в передней надводной части судна.Слип - подъемно-спусковое сооружение для управляемого механизированного подъема и спуска судов по рельсовым путям, уложенным на наклонной плоскости. Рельсовые пути имеют надводные и подводные части.Слюнявчик, Сопливчик - черная манишка которая застегивалась с зади на шее на крючки.Снасть — веревки и тросы, служащие на корабле для постановки и уборки парусов, постановки рангоута и пр.Собачья вахта - полувахта с 16 до 18 часов и с 18 до 20. Полувахты были введены для того, чтобы одно и то же лицо не стояло вахту в одно и то же время.Сплеснить - соединить без узла два конца вместе, пропуская пряди одного в пряди другого.Стаксель — треугольный парус, поднимаемый по штагу для увеличения площади парусности.Становой — самый тяжелый якорь, употребляется при длительной стоянке судна;Стасики - тараканыСтенка – пирсСтеньга — дерево, служащее продолжением мачты; смотря по тому, какой мачте принадлежит, называется фор-стеньга, грот-стеньга, крюйс - стеньга. Выше стеньги идет брам-стеньга.Стопор - приспособление, которым останавливают движение снасти или якорной цепи.
Стрингер – ребро жесткости вдоль корабляСуконка - шерстяная рубашка с местом для гюйсаСундук - мичманСундученок - сверхсрочникиСуши весла - команда, по которой на шлюпке вынимают весла из вод" и держат параллельно последней, выровняв их лопасти.Сход - увольнение в город.Табанить - грести в обратную сторону, чтобы сделать разворот или дать шлюпке задний ход.Такелаж - все снасти на судне. Делится на стоячий, который поддерживает рангоутное дерево, и бегучий, который служит для подъема и разворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами.Тали - система тросов и блоков для подъема тяжестей и натягивания снастей.Твиндек - междупалубное пространство.Тендер - небольшое одномачтовое мореходное судно, несущее дозорную и посыльную службу.Тент - парусина, растягиваемая над палубой для защиты от солнца и дождя.Торпеды – приспособление для придания брюкам более расклешенного видаТраверз - направление, перпендикулярное курсу судна или диаметральной плоскости. По названию борта судна различают правый и левый траверз.Травить - ослаблять, выпускать снасть, швартов, якорь-цепь и т. п.Травить - рассказывать небылицы.Транспорт — судно для перевозки грузов.Трап - всякая лестница на судне.Тренчик - брезентовый рабочий ременьТрехдечный корабль — трехпалубный (трехъярусный) корабль.Трисель - косой четырехугольный парус, ставящийся в дополнение к прямым парусам сзади главной мачты.Трос - общее название всякой веревки на корабле.«Труба» - машинист газотурбинистТрюм - самая нижняя часть внутреннего пространства судна, расположенная между днищем и нижней палубой.«Трюм» - машинист трюмныйТянуть палубу – делать уборку с тряпкойУголок - надувные уголковые отражатели (НУО), выставляемые как пассивные помехи для защиты якорных стоянок кораблейУзел - мера скорости движения корабля. Число узлов указывает на то, сколько морских миль прошел в течение часа корабль.Узкость - вход в залив, пролив, закрытая акватория.Укупорка - герметичная тара, контейнер.Унтер-офицер — звание младшего командира из низших чинов.Уорент-офицер - категорий командного состава между офицером и унтер-офицером.Утка - на шлюпке швартовать конецФал - снасть бегучего такелажа, служащая для подъема рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов, кормового флага и т.д.Фалгреб и фалгребный — см. фалреп и фалрепный.Фалреп — трос, заменяющий перила у входных трапов.Фалрепный - матрос их состава вахтенного отделения, назначаемый для встречи прибывающих на корабль начальствующих лиц и провода их.Фальконет - небольшое огнестрельное чугунное орудие с цилиндрическим каналом и конической камерой с полушарным дном.Фальшборт - легкое ограждение открытой палубы.Фанера - плоская грудная клетка.Фарватер — путь, безопасный от камней и мелей.Финик - финансист, офицер или мичман финансовой службыФитиль - вставить «фитиль» - означает нагоняй или взыскание.Флагман — командующий крупным соединением военных кораблей; сокращенное название корабля, на котором находится флагман.Флаг-офицер — в военно-морском флоте офицер для поручений при флагмане, выполняющий обязанности адъютанта.Флагшток — стойка, на которой поднимается флаг или древко для флага.Фланка – шерстяная рубашка с местом для гюйсаФок - нижний парус на первой от носа мачте.Фока — слово, прибавляемое к некоторым названиям снастей, парусов и рангоута, принадлежащим фок-мачте, например, фока-реи.Фок-мачта - первая, считая от носа, мачта.Фор — слово, прибавляемое к наименованию реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса фок-мачты.Фордевинд - ветер, дующий прямо в корму корабля; идти на фордевинд - идти сФорпггевень - продолжение киля судна спереди, образующее нос корабля.
Форпик - крайний носовой отсек судна, простирающийся от форштевня до таранной переборки. Обычно служит балластной цистерной.Форт — сомкнутое военное укрепление для обороны города или порта.Фрегат - трехмачтовый военный корабль, второй по размеру после линейного. Был остойчивее линейного корабля, имел более высокие мачты, большую парусность и превосходил его по ходу, однако нес меньше артиллерии.Ходить - плаватьХромачи - парадные ботинкиЦапфы - небольшие выступы цилиндрической формы на середине орудийного ствола, вставлявшиеся в цапфенные гнезда лафета.Цепной ящик - помещение для хранения якорной цепи в походном положении. Имеет преимущественно цилиндрическую форму. ЦЯ носового якорного устройства крепится, как правило, к форпиковой переборке. Цепь каждого борта хранится в отдельном ЦЯ. Часто в ЦЯ устанавливается устройство быстрой отдачи цепи (жвака-галс).Циркулировать - поворачивать, менять курс, ходить кругами, ходить вокруг чего-либо. ЦУ - целеуказание – дать ЦУ –поставить задачуЧалки - швартовы, швартовые концы. Бросить чалки - ошвартоваться.Черпаками - называли в 70г. тех, кто носил бескозырку до присяги без ленточек.Черпак-поварешка для розлива вина (парусный флот)Четверка — четырехвесельная шлюпка;Чипок - всопомогательный дизель.Чисто за кормой — значит, ничего не препятствует движению корабля задним ходом.Чифан - едаЧумичка – берет, поварешкаШабаш — команда, подаваемая для прекращения гребли и уборки весел в шлюпку.Швабрить – делать уборку при помощи щвабрыШвартов - трос, которым судно привязывается к другому - судну или к берегу.Шебека - небольшое судно с сильно выдвинутым форштевнем и далеко выступающей палубой. Использовались преимущественно корсарами северного побережья Африки.Шканечный офицер — офицер, несущий вахту на шканцах.Шканцы — место для сбора команды на верхней палубе (от грот-мачты до бизань-мачты) или до начала кормовой части (юта).Шкаторина — край паруса, обшитый тросом.Шкафут - часть верхней палубы от фок- до грот-мачты.Шквал - сильный порыв ветра.Шкентель - место для тех кто не вышел ростом в строю.Шкера – сарайШкерт - штерт, тонкий и короткий конец тросаШкив - колесо, сидящее на валу, непосредственно принимающее или передающее усилие с помощью ремня или каната. Шкивы были деревянные.Шкипер — содержатель корабельного имущества; в торговом флоте командир судна.Шконка - кроватьШкот — снасть, при помощи которой управляют парусами.Шкрэк-кокШлюп - маленькое судно, больше брига, но меньше корвета.Шлюп -балки —брусья по борту судна для подвешивания шлюпок.Шлюпка — общее название всякого гребного судна на корабле. В тексте встречаются шлюпки нескольких типов:Шпангоут - ребро судового остова.Шпация – расстояние между шпангоутамиШпигат - сквозное отверстие в борту или в палубе для стока воды.Шпиль - якорная машина с вертикальным валом, служащая для выбирания якорей. Шпили были деревянные и вращались вручную.Шпринг - носовой задний или кормовой передний швартов.Штаб-офицеры — в царской армии и флоте старший командный состав (полковники, подполковники, капитаны первого и второго рангов).Штаг - снасть стоячего такелажа, которая удерживает мачту или стеньгу.Штормовка - перекладина для укладки ф/о,Штормовые паруса — специальные косые нижние паруса, которые ставятся во время шторма.Штурвал - рулевое колесо.Штурман — специалист по кораблевождению.Штык-болт — тонкая снасть, прикрепленная затяжной петлей к парусу: при взятии рифов парус подтягивается этой снастью сбоку; оконечность марса-реи, на которой крепить паруса труднее, чем на других частях реи.Шушера - БЧ-7- боевая часть связи и управленияШхеры и фиорды - узкие скалистые заливы северных морейШхуна (Шкуна) - судно прибрежного плавания имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косые паруса.
Экипаж – морской сборный пункт, часть строевого состава во флоте.Элеватор - машина непрерывного действия, транспортирующая грузы в вертикальном или наклонном направленииЭлектрик – фазаЭскадра — соединение кораблей.Юнга — мальчик-ученик на корабле, готовящийся стать матросом.Ют - кормовая часть верхней палубы.Якорные стопора - приспособление для удержания на месте якорной цепи.Якорь — прибор для удержания на месте кораблей, шлюпок и пр. Якоря бывают разных видов в зависимости от веса и назначения:становой — самый тяжелый якорь, употребляется при длительной стоянке судна; верп — судовой якорь меньшего размера, чем становой, употребляется при перемене места стоянки на рейде, для снятия с мели; мертвый якорь — якорь, намертво прикрепленный ко дну. Над ним на толстой цепи плавает бочка, к кольцу на которой привязывается судно.Якорь чист - на лапах поднятого якоря нет зацепившихся за него тросов, кабелей и.т.д.Ялик — небольшое одномачтовое парусное судно, приспособленное для рыболовства; служебная судовая шлюпка на четыре или шесть весел; небольшая лодка для катания.Яличник — перевозчик на ялике.
Похожие материалы: