РФ может объявить тендер на закупку вертолетоносца для ВМФ
06 февраля, 2011
МОСКВА, 22 дек — РИА Новости. Россия в ближайшее время может объявить тендер на закупку для Военно-морского флота вертолетоносца класса французского «Мистраля» и технологий для производства таких кораблей в РФ, сообщил РИА Новости во вторник источник в военно-промышленном комплексе.«В ближайшей перспективе после проведения консультаций возможен выход на тендер по этому вопросу (закупке корабля), в котором примут участие компании нескольких стран», — сказал собеседник агентства.По его словам, к таким странам относятся, прежде всего, Франция, Нидерланды и Испания.«В случае выхода на тендер и получения соответствующего результата, одно из российских судостроительных предприятий получит заказ на строительство кораблей этого класса», — сказал источник.Он также сообщил, что на прошлой неделе в Санкт-Петербурге состоялась очередная встреча рабочих групп РФ и Франции по вопросу возможной закупки корабля типа «Мистраль». «В ходе встречи российская сторона четко обозначила свою позицию — России нужен не отдельно взятый корабль, а технологии для последующей возможности строить такие корабли на российских верфях», — сказал источник.По его словам, эта информация была принята к сведению французской стороной. «Консультации будут продолжаться не только с Францией, но и с рядом других стран, обладающих технологиями строительства кораблей такого класса», — сказал источник в ВПК.Накануне главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заявил, что российские судостроительные предприятия могут справиться с заказом на строительство новых вертолетоносцев класса «Мистраль».Ранее высокопоставленный представитель главного штаба ВМФ РФ сообщил РИА Новости, что РФ планирует купить во Франции корабль типа «Мистраль» и технологию для строительства в РФ еще порядка четырех кораблей этого класса.По данным французских СМИ, стоимость вертолетоносца типа «Мистраль», который планирует закупить ВМФ РФ, составит от 400 до 500 миллионов евро. Вертолетоносец будет построен на верфях STX France (бывшие верфи «Шантье де Атлантик») на Атлантическом побережье в городе Сен-Назер. Партнером выступит французский военно-морской концерн DCNS. В настоящее время на вооружении ВМС Франции состоят два корабля данного типа — Mistral и Tonnerre.
Россияне что, сошли с ума? У нас нет своих проектов авианесущих кораблей? Или история повторяется? Будем строить серию "Бородино" по подобию "Цесаревича"???
Кстати, не путайте авианосцы с вертолётоносцами
Миа, авианосцы и авианесущие корабли - не одно и то-же. А вертолёты, как, ни странно, всё ещё относятся к авиации.
Насколько я помню "Москва", "Ленинград" строились в Николаеве, то есть за бугром . Если сейчас строить в РФ - то это "с нуля" . Бабок уйдет немеренно, а на выходе "хотели как лучше, получилось как всегда". В принципе какая разница где построено железо, начинка все равно будет наша. Судостроителям только в радость - работа на 2-3 года появится. Ну не Украине же заказывать Уже совместно поработали в последнее время, задолбаемся разгребать.
А что, кроме Николаева больше нет судостроительных предприятий, способных строить большие железяки? "Петра Великого" где строили?
Дело не в том кто будет строить. Дело в технологиях и чертежах. В лучшие годы с момента получения тех задания на авианесущий крейсер до его принятия флотом проходило 12-15 лет. Как вы думаете сейчас лучше?
Да нет. Но обидно же Опять, как и сто лет назад, Россия расписывается в собственном бессилии...
Петра строили на Балтзаводе
Просто у нас не на всех предприятиях специалисты есть из инжинерных ВУЗов мало кто идут авиа-корабле строительную отрасль
Лучше уж купили бы у пиндосов УДК
Да купят они эти коробли и на перевооружение отправят
Уважаемые собеседники, какие вы все наивные. Этот десантёр нужен нам как рыбе зонтик. Дело не в полезности, а в стоимости. Это же такое бабло можно отмыть. С 1 декабря началась волна сокращений (до 80 процентов офицеров сокращают, мичманов сокращают на 100%), с 1 марта ещё одна волна. Не верьте тому, что сокращают ваканты, это - ложь. Куча офицеров вышвыривают на улицу (в т.ч. старлеи, каплеи, каптри, капдва) - исчезает целая прослойка, нарушается преемственность на флотских должностях. В училища приём сокращен на 60-70 процентов, в ВМА им. Кузнецова приём сокращен на 80%. Какая реформа? Какой Авианосец? Это нам дурят голову. Если кто-то не верит - полазайте по форумам посвященным сокращению.
Хреново:( скоро матросов начнем закупать за бугром.
Хотя я и небыл на флоте но я против реформы.Потому что нельзя просто вот так сократить тысячи офицеров которые жизнь посвятили ВМФ.
"Как рыбе зонтик"- в точку. Согласен с #13.Но вот по #7...не совсем. На счёт технологий,например. Получим не технологии, а "техпроцесс" постройки КОНКРЕТНО ДАННОГО корыта... Не более. Т. к. чего-то более предложить "им" нам попросту нечего Сложность данного корыта не сильно больше баржи. Можете сказать какие именно технологии мы получим, которые якобы есть у французов и нет у нас? НЕТ таких Самое "интересное" в них- азиподы. А их мы, вообще-то, и без посторонней помощи спокойно делаем...На счет 12-15 лет. Простите, но 1143(вы же их подразумеваете под (с)"авианесущий крейсер") и мистраль ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ вещи и сравнивать не корректно. Вспомните как рождались 1143. И вот тогда это была действительно новая тема, и многие технологии только рождались, вообще много было впервые и не ясно. Работа была проделана гигантская.А вот с мистралем... НИЧЕГО принципиально нового. Да, согласен, флот его получит раньше, но не критически. Т.к. в данном случае вообще не проводилось никаких работ по выработке ТЗ Да и не ясно что конкретно на него поставят... Да вообще ничего не ясно Тут нужно будет ещё очень много работать... Да и ЧТО из него получится, если никто толком не знает нафига он?А как он вообще впишется в наш флот? А кто с ним ходить будет? Это ведь не крейсер, или эсминец, или БПК... И в отличии от них, мистраль один ходить(что для нас актуально) НЕ СМОЖЕТ На другой ветке вспоминали 11780. Да, он не новьё, конечно. Но сравните его с мистралем. Уж лучше строить его... Лично моё мнение. На, конкретно, данный момент корабли данного класса не являются первоочередной необходимостью. У нас, на данный момент, нет дееспособного океанского флота. Стоит вопрос: а сможет ли наш флот гарантированно обезопасить наши морские границы? Да, океанский флот нужен. Но строить его надо никак не с "мистралеобразных". Это выброшенные деньги на ветер.Учитывая наше финансовое состояние, эффективнее было бы перенаправить выделяемые средства на действительно ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ вещи. Или, по крайней мере, если уж решается вопрос о постройке новых атомных авианосцев, то на подготовку стапельных мест под них(тут проблема), мест базирования, и т. д., и т. п.,пока идут НИР, ОКР и т.д. ... И уж только потом думать о подобном классе кораблей...
Не уверен можно ли давать ссылки в группе, поэтому скопирую одну статью про "чудо-мистраль", который так сильно приглянулся г-ну Высоцкому://Некоторые впечатления от «Мистраля».Некоторые впечатления от двухчасового осмотра «Мистраля» 24 ноября в сопровождении командира корабля Дидье Пьятона и французского военного атташе.В принципе, ничего особо нового я там не увидел. Из того, что обратило внимание:Сам корабль, безусловно внушает своими размерами и высотой борта и за счет «рубленых форм» смотрится достаточно эффектно. При этом обращает на себя внимание относительно небольшое удлинение корпуса. Применение «азиподов» в качестве движителей при такой парусности борта и короткой длине совершенно необходимо, ибо маневрирование этой посудины с другим типом движителя будет крайне затруднено.Десантовместимость. Десантовместимость корабля по технике, особенно тяжелой, не столь уж велика и ниже, чем обычно тиражируется. Никаких «40 основных танков» там не может быть в принципе – дело в том, что ОБТ могут размещаться только на нижней десантной палубе вокруг дока, где площадь не так значительна. Может быть, туда теоретически и можно впихнуть 13 Leclerc (как пишется в официальной брошюре корабля), но мне и это сомнительно – фактически ОБТ туда влезет с удобством вряд ли более десятка. Дело в том, что само П-образное пространство палубы вокруг дока затеснено и не очень удобно для маневрирования, кроме того, необходимо оставлять место для съездов (там находится док и бортовой лацпорт), и плюс такой нюанс – там же находится система приема грузов на ходу через два порта в правом борту, причем к этим портам подведена висящая рельсовая система транспортировки грузов, еще больше ограничивающая де-факто площадь на палубе, которую можно использовать.Что касается двух вышерасположенных десантных палуб, то на них размещение ОБТ в принципе не допускается. Об этом на мой прямой вопрос ответил командир корабля. Это связано как с отстойчивостью, так и с прочностью палуб, к тому же съезды, ведущие на нижние палубы, через которые только и может производиться загрузка этих двух десантных палуб, явно тесны для танков.Вообще, нужно отметить, что по всему кораблю на переборках развешаны сотни фотографий «Мистраля» в рамочках, и на одной я не видел ни Leclerc, ни вообще какой-либо гусеничной техники в составе загрузки. На всех виденных фото фигурировали только VAB, джипики Р4 и грузовики. В рекламной брошюре корабля – тоже только VAB.В доке корабля в Петербурге было только два десантных катера типа СТМ (LCM). Возможно базирование четырех СТМ, либо двух КВП LCAC, либо двух катеров L-CAT катамаранного «водопрорезающего» типа. LCAC у французов нету (с ним «Мистраль» проходил только испытания), L-CAT тоже пока что имеется только в одном опытном экземпляре. Вообще, что в доке собираются держать у нас, трудно понять, поскольку, как говорят, четыре «Серны» туда не вставишь, а КВП подходящих тем более уже нет.=>
=>Примерно половину объема корпуса корабля занимают жилые помещения для экипажа и десанта (суммарно 690 мест, если я не путаю). Все размещение – в 2-, 4- и 6-местных каютах весьма неплохой комфортабельности уровня номеров приличного дешевого отеля (разве только что койки двухярусные, но при этом тоже весьма приличные и широкие) – достаточная площадь, в каждой каюте имеются душ (причем очень нехилой площади ) и раздельный санузел, сантехника очень приличного качества. Много шкафов, под койками – специальные рундуки для оружия и боеприпасов. С другой стороны ясно, что все эти прелести сжирают значительные объемы. Вообще, встречающиеся воздыхания по поводу французской «заботы о трудящихся» мне лично малообъяснимы – впишите в ТТЗ, и вам и отечественные проектанты на любом корабле хоть люксы сделают. С соответствующим водоизмещением.Весьма значительное место занимает госпиталь, простирающийся аж на три палубы. Там и сам госпиталь на 89 коек, и поликлиника размеров отечественной районной поликлиники, и всякие операционные и диагностические и пр. При этом штатно на корабле имеются только один врач и две медсестры, а остальной медсостав «доразвертывается» в случае необходимости и в потребных объемах. Ангар. Размеры ангара фактически позволяют держать там постоянно только 8 вертолетов типа NH90 либо 6 NH90 и 4 Tiger. Официальная максимальная вертолетовместимость в 16 машин достигается только путем размещения еще 6 машин на штатных ВПП на взлетной палубе. То есть если корабль несет 16 вертолетов, то он может производить полеты только путем предварительного освобождения вылетом вертолетов с ВПП. Таким образом, 16 вертолетов – возможности больше по транспортировке авиатехники, чем оперативные. При этом парковка вертолетов на верхней палубе вне шести штатных ВПП практически не практикуется, за исключением небольшого пространства за бортовым подъемником за островом на 1-2 вертолета. То есть это, условно говоря, не английский авианосец, на которых можно было большую часть авиагруаппы военного времени постоянно держать «наверху» и при этом нормально производить полеты.Подачи боезапаса в ангар или на полетную палубу отсутствуют. Боекомплект для Tiger, видимо, хранится в небольшом количестве в смежных помещениях, где мастерские и пр. Противопожарные жалюзи в ангаре также замечены не были.По высоте ангар, по моему впечатлению, достаточен для размещения там Ка-27, Ка-29 и Ка-52. Но, помимо вопроса складывания винтов на Ка-52, серьезной проблемой тут встанет узкий бортовой подъемник. Если Ка-27 на него со сложенными винтами, видимо, и влезет, то Ка-29 и Ка-52 туда точно не войдут по ширине внешних подвесок. То есть их подача без серьезных переделок подъемника возможна будет только через кормовой «широкий» подъемник на торце кормового среза.В Петербурге ни одного ЛА на боту корабля не было.=>
=>Штабной потенциал. Был представлен громадным штабным помещением, занимающим целую палубу в центральной части корабля и выглядящим как большой офис (человек на 200) со множеством стеклянных перегородок (только стекла матовые), столов и стульев. Типичный этаж офисного небоскреба, только без окон. Размеры сего офиса действительно внушают, и ясно, что это превосходит все, что возможно к размещению на «нормальном» боевом корабле. Понятно, что адмиралов это может торкать. Под полом офиса размещены сетевые разводки с блоками выходов, всего в сеть возможно подключение до 150 компьютеров (в основном, предполагается пользоваться ноутбуками). В отдельных помещениях рядом находятся БИЦ (ничего особенного – несколько стоек с креслами, плюс большой центральный стол с планшетами), оперативный ценр (пара стое и большой стол с картами) и узел связи. В БИЦ стойки распределены по специальностям (надводная обстановка, воздушная обстановка, управление авиацией), а на «центальные» стойки может выводиться типа «интегрированная» картинка от всех источников информации, включая внешние.Кстати, не следует забывать, что проживание штабных возможно только за счет соответствующего сокращения состава десанта.Мостик. Доступ на мостик осуществляется штатно пассажирскими лифтами на 16 человек, очень похожими на «отисовские». Обзор с мостика благодаря его большой высоте действительно феерический – фактически мостик находился на высоте крестов рядом расположенного собора и вид на Питер был шикарнейший. Мостик самый современный, эдакий корабельный «гласс-кокпит» с набором дисплеев и цифровых карт. Весьма интересен был пост рулевого с системой управления «азиподами» с помощью отдельных сложносочиненных круглых ручек, с точным отображением на экранах положения самих движителей, положения самого корабля и пр.Были показаны электронные прокладки курсов, возможности автопилота (корабль движется по заданному сложному курсу типа «автоматически») и пр. Уверяли, что на автопилоте проходили Морским каналом и собираются также возвращаться. На мостике было четыре гирокомпаса в специальных подвесах. Место командира выглядит как кресло командира звездолета из кино – с откидными электронными прибамбасами - ноутбуком, цифровым интеркомом от Thales (блоки оного развешаны по всему кораблю) и пр. Рядом с мостиком – посты контроля за ГЭУ и за движением коммерческих судов.В то же время очевидно, что все оборудование мостика представляет собой по сути сугубо коммерческие технологии, обильно применяемые на современных гражданских судах.В кормовой части мостика находится ЦУП авиации с очень хорошим обзором.=>
=>Живучесть и так далее. Командир корабля неоднократно подчеркивал, что «Мистраль» построен по коммерческим технологиям и представляет собой «компромиссный» корабль. В принципе это было очевидно. Бросалось в глаза крайне малое количество водонепроницаемых дверей и переборок – фактически, в осмотренном пространстве они отделяют только «жилой блок» от десантных палуб в корме. «Штабной» блок отделен бронированными дверями, но отнюдь не водонепроницаемыми. Ниже ватерлинии, нас, впрочем, не водили, но выше ватерлинии с непотопляемостью дело там явно обстоит на уровне гражданского парома (которым во многих аспектах «Мистраль» и является). Все конструкции и кают, и «офиса» - откровенно легкие. Добавьте к этому огромное количество сантехники и ее арматуры в каютах «жилого блока», что явно не хорошо с точки зрения ограничения водораспространимости. Мне также не очень понятно, что там у них обстоит с системой пожаротушения в этих лабиринтах кают. При этом в коридорах корабля ручных огнетушителей я видел очень мало.Я не буду говорить про торпеды или ПКР, но есть подозрение, что в случае хорошего минного подрыва это будет «Эстония-2».Вооружение. Фактически представлено двумя турелями Simbad для пуска ракет ПЗРК Mistral и двумя 20-мм «Эрликонами». Никаких резервов для установки более значительного вооружения, судя по размерам и площади спонсонов, на корабле нет. В общем, суммируя итог,«Мистраль» представляет собой очень концептуально продуманный и сбалансированный проект корабля под конкретные французские требования – экспедиционный корабль для длительных действий в удаленных водах, включая использование в качестве корабля управления, при минимальных требованиях к собственно «боевой составляющей». То есть по сути корабль «мирного времени» и полицейских акций. «Компромиссность» и многоцевой характер проекта корабля привели к тому, что и десантный, и авианесущий потенциал корабля являются ограниченными (о чем прямо сказал командир корабля) и их не стоит преувеличивать. С точки зрения отечественного «контекста» «Мистраль» не выглядит оптимальным кораблем. Отвлекаясь от вопроса о необходимости вообще сейчас для России обзаводиться кораблем для «заморских интервенций», отмечу очевидный факт – вне зависимости от «заморской интервенционности» такой корабль в условиях отечественного ВМФ должен быть способен к применению в «ближних отечественных водах» в операциях по содействию флангов армии и пр. Совершенно ясно, что здесь избыточными являются «мистралевские» условия обитаемости десанта за счет снижения его численности, а также недопустимо малой представляется десантовместимость этого корабля по тяжелой технике. Точно также очевидно, что требования к живучести корабля в условиях применения в отечественных водах должны быть выше.=>
=>Совершенно очевидно также, что желательна переработка проекта под отечественные ЛА и десантные средства. Это уже не говоря об оснащении отечественными радиотехническими средствами, вооружением и кучей мелочей.То есть для отечественного ВМФ проект «Мистраля» либо неоптимален, либо должен быть переработан. Тут встает вопрос – а нафига тогда «Мистраль» вообще? Если так жжет – то объявите международный тендер в лучших отечественных традициях – с участием там, «Блом унд Фосс», Куниберти, Бубнова и проекта «Дальний Восток». С оговоренными условиями трансферта желаемых технологий и прочим. И есть вероятность, что на таком тендере «Мистраль» может оказаться в качестве аутсайдера. Почему, в самом деле, он, а не южнокорейский «Докдо» какой-нибудь? Так охота непременно в два года получить? Ну так корейцы, похоже, слабают как бы не быстрее.Собственно, у десятков российских офицеров, которыми кишел «Мистраль» 24 ноября (параллельно с нами там были две или три делегации от ВМФ и две от промышленности), был в основном написан на лице тот же недоуменный вопрос – почему именно «Мистраль» и зачем он нам нужен? Ответ как бы ясен, но отсюда вся затея более осмысленной и пользительной не становится.//(конец цитаты).
Россияне что, сошли с ума? У нас нет своих проектов авианесущих кораблей? Или история повторяется? Будем строить серию "Бородино" по подобию "Цесаревича"???
Кстати, не путайте авианосцы с вертолётоносцами
Миа, авианосцы и авианесущие корабли - не одно и то-же. А вертолёты, как, ни странно, всё ещё относятся к авиации.
Насколько я помню "Москва", "Ленинград" строились в Николаеве, то есть за бугром . Если сейчас строить в РФ - то это "с нуля" . Бабок уйдет немеренно, а на выходе "хотели как лучше, получилось как всегда". В принципе какая разница где построено железо, начинка все равно будет наша. Судостроителям только в радость - работа на 2-3 года появится. Ну не Украине же заказывать Уже совместно поработали в последнее время, задолбаемся разгребать.
А что, кроме Николаева больше нет судостроительных предприятий, способных строить большие железяки? "Петра Великого" где строили?
Дело не в том кто будет строить. Дело в технологиях и чертежах. В лучшие годы с момента получения тех задания на авианесущий крейсер до его принятия флотом проходило 12-15 лет. Как вы думаете сейчас лучше?
Да нет. Но обидно же Опять, как и сто лет назад, Россия расписывается в собственном бессилии...
Петра строили на Балтзаводе
Просто у нас не на всех предприятиях специалисты есть из инжинерных ВУЗов мало кто идут авиа-корабле строительную отрасль
Лучше уж купили бы у пиндосов УДК
Да купят они эти коробли и на перевооружение отправят
Уважаемые собеседники, какие вы все наивные. Этот десантёр нужен нам как рыбе зонтик. Дело не в полезности, а в стоимости. Это же такое бабло можно отмыть. С 1 декабря началась волна сокращений (до 80 процентов офицеров сокращают, мичманов сокращают на 100%), с 1 марта ещё одна волна. Не верьте тому, что сокращают ваканты, это - ложь. Куча офицеров вышвыривают на улицу (в т.ч. старлеи, каплеи, каптри, капдва) - исчезает целая прослойка, нарушается преемственность на флотских должностях. В училища приём сокращен на 60-70 процентов, в ВМА им. Кузнецова приём сокращен на 80%. Какая реформа? Какой Авианосец? Это нам дурят голову. Если кто-то не верит - полазайте по форумам посвященным сокращению.
Хреново:( скоро матросов начнем закупать за бугром.
Хотя я и небыл на флоте но я против реформы.Потому что нельзя просто вот так сократить тысячи офицеров которые жизнь посвятили ВМФ.
"Как рыбе зонтик"- в точку. Согласен с #13.Но вот по #7...не совсем. На счёт технологий,например. Получим не технологии, а "техпроцесс" постройки КОНКРЕТНО ДАННОГО корыта... Не более. Т. к. чего-то более предложить "им" нам попросту нечего Сложность данного корыта не сильно больше баржи. Можете сказать какие именно технологии мы получим, которые якобы есть у французов и нет у нас? НЕТ таких Самое "интересное" в них- азиподы. А их мы, вообще-то, и без посторонней помощи спокойно делаем...На счет 12-15 лет. Простите, но 1143(вы же их подразумеваете под (с)"авианесущий крейсер") и мистраль ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ вещи и сравнивать не корректно. Вспомните как рождались 1143. И вот тогда это была действительно новая тема, и многие технологии только рождались, вообще много было впервые и не ясно. Работа была проделана гигантская.А вот с мистралем... НИЧЕГО принципиально нового. Да, согласен, флот его получит раньше, но не критически. Т.к. в данном случае вообще не проводилось никаких работ по выработке ТЗ Да и не ясно что конкретно на него поставят... Да вообще ничего не ясно Тут нужно будет ещё очень много работать... Да и ЧТО из него получится, если никто толком не знает нафига он?А как он вообще впишется в наш флот? А кто с ним ходить будет? Это ведь не крейсер, или эсминец, или БПК... И в отличии от них, мистраль один ходить(что для нас актуально) НЕ СМОЖЕТ На другой ветке вспоминали 11780. Да, он не новьё, конечно. Но сравните его с мистралем. Уж лучше строить его... Лично моё мнение. На, конкретно, данный момент корабли данного класса не являются первоочередной необходимостью. У нас, на данный момент, нет дееспособного океанского флота. Стоит вопрос: а сможет ли наш флот гарантированно обезопасить наши морские границы? Да, океанский флот нужен. Но строить его надо никак не с "мистралеобразных". Это выброшенные деньги на ветер.Учитывая наше финансовое состояние, эффективнее было бы перенаправить выделяемые средства на действительно ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ вещи. Или, по крайней мере, если уж решается вопрос о постройке новых атомных авианосцев, то на подготовку стапельных мест под них(тут проблема), мест базирования, и т. д., и т. п.,пока идут НИР, ОКР и т.д. ... И уж только потом думать о подобном классе кораблей...
Не уверен можно ли давать ссылки в группе, поэтому скопирую одну статью про "чудо-мистраль", который так сильно приглянулся г-ну Высоцкому://Некоторые впечатления от «Мистраля».Некоторые впечатления от двухчасового осмотра «Мистраля» 24 ноября в сопровождении командира корабля Дидье Пьятона и французского военного атташе.В принципе, ничего особо нового я там не увидел. Из того, что обратило внимание:Сам корабль, безусловно внушает своими размерами и высотой борта и за счет «рубленых форм» смотрится достаточно эффектно. При этом обращает на себя внимание относительно небольшое удлинение корпуса. Применение «азиподов» в качестве движителей при такой парусности борта и короткой длине совершенно необходимо, ибо маневрирование этой посудины с другим типом движителя будет крайне затруднено.Десантовместимость. Десантовместимость корабля по технике, особенно тяжелой, не столь уж велика и ниже, чем обычно тиражируется. Никаких «40 основных танков» там не может быть в принципе – дело в том, что ОБТ могут размещаться только на нижней десантной палубе вокруг дока, где площадь не так значительна. Может быть, туда теоретически и можно впихнуть 13 Leclerc (как пишется в официальной брошюре корабля), но мне и это сомнительно – фактически ОБТ туда влезет с удобством вряд ли более десятка. Дело в том, что само П-образное пространство палубы вокруг дока затеснено и не очень удобно для маневрирования, кроме того, необходимо оставлять место для съездов (там находится док и бортовой лацпорт), и плюс такой нюанс – там же находится система приема грузов на ходу через два порта в правом борту, причем к этим портам подведена висящая рельсовая система транспортировки грузов, еще больше ограничивающая де-факто площадь на палубе, которую можно использовать.Что касается двух вышерасположенных десантных палуб, то на них размещение ОБТ в принципе не допускается. Об этом на мой прямой вопрос ответил командир корабля. Это связано как с отстойчивостью, так и с прочностью палуб, к тому же съезды, ведущие на нижние палубы, через которые только и может производиться загрузка этих двух десантных палуб, явно тесны для танков.Вообще, нужно отметить, что по всему кораблю на переборках развешаны сотни фотографий «Мистраля» в рамочках, и на одной я не видел ни Leclerc, ни вообще какой-либо гусеничной техники в составе загрузки. На всех виденных фото фигурировали только VAB, джипики Р4 и грузовики. В рекламной брошюре корабля – тоже только VAB.В доке корабля в Петербурге было только два десантных катера типа СТМ (LCM). Возможно базирование четырех СТМ, либо двух КВП LCAC, либо двух катеров L-CAT катамаранного «водопрорезающего» типа. LCAC у французов нету (с ним «Мистраль» проходил только испытания), L-CAT тоже пока что имеется только в одном опытном экземпляре. Вообще, что в доке собираются держать у нас, трудно понять, поскольку, как говорят, четыре «Серны» туда не вставишь, а КВП подходящих тем более уже нет.=>
=>Примерно половину объема корпуса корабля занимают жилые помещения для экипажа и десанта (суммарно 690 мест, если я не путаю). Все размещение – в 2-, 4- и 6-местных каютах весьма неплохой комфортабельности уровня номеров приличного дешевого отеля (разве только что койки двухярусные, но при этом тоже весьма приличные и широкие) – достаточная площадь, в каждой каюте имеются душ (причем очень нехилой площади ) и раздельный санузел, сантехника очень приличного качества. Много шкафов, под койками – специальные рундуки для оружия и боеприпасов. С другой стороны ясно, что все эти прелести сжирают значительные объемы. Вообще, встречающиеся воздыхания по поводу французской «заботы о трудящихся» мне лично малообъяснимы – впишите в ТТЗ, и вам и отечественные проектанты на любом корабле хоть люксы сделают. С соответствующим водоизмещением.Весьма значительное место занимает госпиталь, простирающийся аж на три палубы. Там и сам госпиталь на 89 коек, и поликлиника размеров отечественной районной поликлиники, и всякие операционные и диагностические и пр. При этом штатно на корабле имеются только один врач и две медсестры, а остальной медсостав «доразвертывается» в случае необходимости и в потребных объемах. Ангар. Размеры ангара фактически позволяют держать там постоянно только 8 вертолетов типа NH90 либо 6 NH90 и 4 Tiger. Официальная максимальная вертолетовместимость в 16 машин достигается только путем размещения еще 6 машин на штатных ВПП на взлетной палубе. То есть если корабль несет 16 вертолетов, то он может производить полеты только путем предварительного освобождения вылетом вертолетов с ВПП. Таким образом, 16 вертолетов – возможности больше по транспортировке авиатехники, чем оперативные. При этом парковка вертолетов на верхней палубе вне шести штатных ВПП практически не практикуется, за исключением небольшого пространства за бортовым подъемником за островом на 1-2 вертолета. То есть это, условно говоря, не английский авианосец, на которых можно было большую часть авиагруаппы военного времени постоянно держать «наверху» и при этом нормально производить полеты.Подачи боезапаса в ангар или на полетную палубу отсутствуют. Боекомплект для Tiger, видимо, хранится в небольшом количестве в смежных помещениях, где мастерские и пр. Противопожарные жалюзи в ангаре также замечены не были.По высоте ангар, по моему впечатлению, достаточен для размещения там Ка-27, Ка-29 и Ка-52. Но, помимо вопроса складывания винтов на Ка-52, серьезной проблемой тут встанет узкий бортовой подъемник. Если Ка-27 на него со сложенными винтами, видимо, и влезет, то Ка-29 и Ка-52 туда точно не войдут по ширине внешних подвесок. То есть их подача без серьезных переделок подъемника возможна будет только через кормовой «широкий» подъемник на торце кормового среза.В Петербурге ни одного ЛА на боту корабля не было.=>
=>Штабной потенциал. Был представлен громадным штабным помещением, занимающим целую палубу в центральной части корабля и выглядящим как большой офис (человек на 200) со множеством стеклянных перегородок (только стекла матовые), столов и стульев. Типичный этаж офисного небоскреба, только без окон. Размеры сего офиса действительно внушают, и ясно, что это превосходит все, что возможно к размещению на «нормальном» боевом корабле. Понятно, что адмиралов это может торкать. Под полом офиса размещены сетевые разводки с блоками выходов, всего в сеть возможно подключение до 150 компьютеров (в основном, предполагается пользоваться ноутбуками). В отдельных помещениях рядом находятся БИЦ (ничего особенного – несколько стоек с креслами, плюс большой центральный стол с планшетами), оперативный ценр (пара стое и большой стол с картами) и узел связи. В БИЦ стойки распределены по специальностям (надводная обстановка, воздушная обстановка, управление авиацией), а на «центальные» стойки может выводиться типа «интегрированная» картинка от всех источников информации, включая внешние.Кстати, не следует забывать, что проживание штабных возможно только за счет соответствующего сокращения состава десанта.Мостик. Доступ на мостик осуществляется штатно пассажирскими лифтами на 16 человек, очень похожими на «отисовские». Обзор с мостика благодаря его большой высоте действительно феерический – фактически мостик находился на высоте крестов рядом расположенного собора и вид на Питер был шикарнейший. Мостик самый современный, эдакий корабельный «гласс-кокпит» с набором дисплеев и цифровых карт. Весьма интересен был пост рулевого с системой управления «азиподами» с помощью отдельных сложносочиненных круглых ручек, с точным отображением на экранах положения самих движителей, положения самого корабля и пр.Были показаны электронные прокладки курсов, возможности автопилота (корабль движется по заданному сложному курсу типа «автоматически») и пр. Уверяли, что на автопилоте проходили Морским каналом и собираются также возвращаться. На мостике было четыре гирокомпаса в специальных подвесах. Место командира выглядит как кресло командира звездолета из кино – с откидными электронными прибамбасами - ноутбуком, цифровым интеркомом от Thales (блоки оного развешаны по всему кораблю) и пр. Рядом с мостиком – посты контроля за ГЭУ и за движением коммерческих судов.В то же время очевидно, что все оборудование мостика представляет собой по сути сугубо коммерческие технологии, обильно применяемые на современных гражданских судах.В кормовой части мостика находится ЦУП авиации с очень хорошим обзором.=>
=>Живучесть и так далее. Командир корабля неоднократно подчеркивал, что «Мистраль» построен по коммерческим технологиям и представляет собой «компромиссный» корабль. В принципе это было очевидно. Бросалось в глаза крайне малое количество водонепроницаемых дверей и переборок – фактически, в осмотренном пространстве они отделяют только «жилой блок» от десантных палуб в корме. «Штабной» блок отделен бронированными дверями, но отнюдь не водонепроницаемыми. Ниже ватерлинии, нас, впрочем, не водили, но выше ватерлинии с непотопляемостью дело там явно обстоит на уровне гражданского парома (которым во многих аспектах «Мистраль» и является). Все конструкции и кают, и «офиса» - откровенно легкие. Добавьте к этому огромное количество сантехники и ее арматуры в каютах «жилого блока», что явно не хорошо с точки зрения ограничения водораспространимости. Мне также не очень понятно, что там у них обстоит с системой пожаротушения в этих лабиринтах кают. При этом в коридорах корабля ручных огнетушителей я видел очень мало.Я не буду говорить про торпеды или ПКР, но есть подозрение, что в случае хорошего минного подрыва это будет «Эстония-2».Вооружение. Фактически представлено двумя турелями Simbad для пуска ракет ПЗРК Mistral и двумя 20-мм «Эрликонами». Никаких резервов для установки более значительного вооружения, судя по размерам и площади спонсонов, на корабле нет. В общем, суммируя итог,«Мистраль» представляет собой очень концептуально продуманный и сбалансированный проект корабля под конкретные французские требования – экспедиционный корабль для длительных действий в удаленных водах, включая использование в качестве корабля управления, при минимальных требованиях к собственно «боевой составляющей». То есть по сути корабль «мирного времени» и полицейских акций. «Компромиссность» и многоцевой характер проекта корабля привели к тому, что и десантный, и авианесущий потенциал корабля являются ограниченными (о чем прямо сказал командир корабля) и их не стоит преувеличивать. С точки зрения отечественного «контекста» «Мистраль» не выглядит оптимальным кораблем. Отвлекаясь от вопроса о необходимости вообще сейчас для России обзаводиться кораблем для «заморских интервенций», отмечу очевидный факт – вне зависимости от «заморской интервенционности» такой корабль в условиях отечественного ВМФ должен быть способен к применению в «ближних отечественных водах» в операциях по содействию флангов армии и пр. Совершенно ясно, что здесь избыточными являются «мистралевские» условия обитаемости десанта за счет снижения его численности, а также недопустимо малой представляется десантовместимость этого корабля по тяжелой технике. Точно также очевидно, что требования к живучести корабля в условиях применения в отечественных водах должны быть выше.=>
=>Совершенно очевидно также, что желательна переработка проекта под отечественные ЛА и десантные средства. Это уже не говоря об оснащении отечественными радиотехническими средствами, вооружением и кучей мелочей.То есть для отечественного ВМФ проект «Мистраля» либо неоптимален, либо должен быть переработан. Тут встает вопрос – а нафига тогда «Мистраль» вообще? Если так жжет – то объявите международный тендер в лучших отечественных традициях – с участием там, «Блом унд Фосс», Куниберти, Бубнова и проекта «Дальний Восток». С оговоренными условиями трансферта желаемых технологий и прочим. И есть вероятность, что на таком тендере «Мистраль» может оказаться в качестве аутсайдера. Почему, в самом деле, он, а не южнокорейский «Докдо» какой-нибудь? Так охота непременно в два года получить? Ну так корейцы, похоже, слабают как бы не быстрее.Собственно, у десятков российских офицеров, которыми кишел «Мистраль» 24 ноября (параллельно с нами там были две или три делегации от ВМФ и две от промышленности), был в основном написан на лице тот же недоуменный вопрос – почему именно «Мистраль» и зачем он нам нужен? Ответ как бы ясен, но отсюда вся затея более осмысленной и пользительной не становится.//(конец цитаты).
Похожие материалы: